«Женщина, которая убежала»: открытие фестиваля артхаусного кино «Панорама»

В Новосибирск впервые приехал московский фестиваль артхаусного кино «Панорама». Его придумали кураторы Москино Максим Селезнёв, Дмитрий Фролов и Кристина Ефременко. Фестиваль проходит во второй раз и только в этом году вышел за границы Москвы. Лейтмотивом программы стала медиакритика. Мы побывали на показе первого фильма под названием «Женщина, которая убежала».

«Женщина, которая убежала» — это 24-ый по счету фильм в карьере корейского классика современного кино Хон Сан Су. Этот фильм так же, как и «Центральный регион» (фильм Майкла Сноу, тоже представленный на фестивале. — Прим. автора), не обходят стороной и окружили вниманием со всех сторон. Он был показан впервые в начале этого года в Берлине, где получил приз за лучшую режиссуру.

Сюжет довольно-таки простой: главная героиня Гам-хи решила навестить трёх давних подруг. Муж в командировке, и это их первая разлука за пять лет счастливого брака. Во время непринужденных бесед поднимаются проблемы как самих подруг, так и главной героини, касаемые ее прошлого.

Помимо этого возникает вопрос: а такие ли разные эти три истории или они вплетаются в одну единую цепочку событий? Спокойные и теплые тона, статичность кадров и практически полное отсутствие монтажных склеек в рамках одной сцены создает эффект невесомости и лёгкости. Но это обманка, за которой прячутся интересные детали, свойственные только режиссёру Хон Сан Су. А именно повторение, приближение картинки за счет зума, а не смены планов и так далее.

Наблюдая за героями, невольно можно предположить, что обсуждается далеко не проблема конкретного персонажа, а реального человека, с которого скопирована такая модель поведения. Это помогает сблизить кино и зрителя, несмотря на его артхаусность и, моментами, монотонность. Мы поговорили с одним из кураторов фестиваля «Панорама» об этой картине и о мероприятии в целом.

— Максим, почему фестиваль решили открывать этой картиной?

— На самом деле, в Москве он начинался с фильма «Просмотровая будка». В «Победе» мы решили поменять порядок по достаточно банальной причине: это самый легкий и непринуждённый и приятный для взгляда фильм всего фестиваля. И на самом деле, если мы заявили, что лейтмотив фестиваля медиакритика, то «Женщина, которая убежала» — самый спорный кандидат на включение в такую тематическую программу. Спорный, потому что легко можно задать вопрос: «А что здесь медиакритичного?» Во-первых, есть мотив «экран внутри экрана», то есть вторжение второй реальности, медиареальности в нашу жизнь. Во-вторых, проекты Хон Сан Су сами по себе медиакритичны. Они вроде бы рассказывают очень человеческие истории, которые складываются в такую бесконечную комбинаторику, но на самом деле это не про мелодраму. Это достаточно неплохое начало, чтобы мягко войти в тему, а дальше уже более жесткие вещи и более аналитические фильмы смотреть. С одной стороны, я поставил Хон Сан Су в программу, потому что просто его люблю, а с другой, это была такая попытка заявить, что это именно про структуру и медиакритику, а не мелодраму.

— Что привносит этот фильм в мир кино?

— Про эту картину очень сложно говорить что-то конкретное. Я не считаю, что это прям какой-то прорывной фильм в карьере режиссёра. Я смотрел его четыре раза, но понимать его начал только с третьего просмотра, проникаться и влюбляться в него. Этот фильм не поднимает революцию в карьере Хон Сан Су, но точно меняет правила игры. 

— Как думаете, Хон Сан Су закрепится в России как классик?

— Хороший вопрос, потому что прямо сейчас я, как приглашённый редактор, вместе с моим другом Серёжей Дешиным (прокатчик этого фильма, прим.) делаем номер в «Сеансе», полностью посвящённый Хон Сан Су. Это такая попытка закрепить его как важного и такого основополагающего автора современного кино. Насколько она будет удачной, пока сложно судить. Мне кажется, что он не сможет закрепиться. Это все равно синефильский режиссер, которого ассоциируют как режиссера Cineticle.

— Представленные кинокартины родом из Америки и Европы. Почему нет отечественных участников фестиваля?

— Просто я не обращал внимание на русское кино, хотя стоило, оно стало интересным в последнее время. В принципе, могли быть в программе и русские фильмы, связанные с медиакритикой, которые вписывались в программу. Особенность в том, что российские фильмы находят свои фестивали и своих зрителей без нас, а идея «Панорамы» в том, чтобы показывать скрытое и немного ничье бесприютное кино. 

— Были ли изменения в программе в связи с пандемией?

— Было сокращение программы. Сначала мы предполагали показ из десяти фильмов, потом сократили до шести. Также мы теоретически обсуждали приезд гостей на фестиваль, но всё отменилось, так как не было средств для их размещения, да и уверенности в их желании участвовать

— У вас уже есть примерные участники следующего фестиваля?

— Планов нет и таких строгих быть не может, потому что мы живем в понятной ситуации. Непонятно, что будет с коронавирусом в Европе и в России. Идея такого фестиваля — это показать ландшафт панорамы и кинопроцессы, которые происходят прямо сейчас. Заготовок быть не может. Эта работа всегда как открытие, состоит из того, что я увижу, надеюсь, в Берлине, в Нотр-Даме и в других местах, до которых я доеду.

Каждый из фильмов, представленных на фестивале, рассказывает увлекательную и интересную историю с какими-то героями, занимается очень самооценивающей и достаточно странной деятельностью. Фильмы как бы смотрят вглубь себя и попутно рассказывают историю. Стоит также отметить, что все шесть представленных картин участвуют в своей собственной игре жанров. Например, следующий фильм «Мой мексиканский брецель» снят в жанре дневникового кино, который оперирует как бумажными дневниками, так и видео. В субботу фестиваль продолжится фильмом «Создавая Монтгомери Клифта» — классический биографик. Затем будет самая веселая, бесшабашная, безумная картина «VHYes» — фильм в стилизации американского телевидения 80-ых годов. Фестиваль закончится двумя картинами в воскресенье: «Просмотровая будка», которая может показаться на первый взгляд достаточно угрюмым, но на самом деле она работает по канонам триллера Хичкока, и структурное кино, мимо которого не проходит не один режиссер, «Центральный регион».

Подробное расписание показа фильмов и обсуждений можно посмотреть на сайте кинотеатра.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы