Интервью с Алексеем Кунициным. Часть 2

26 мая прошёл восьмой новосибирский велопробег, но впервые его маршрут проходил не по двум берегам и был сокращён до 7 км: вмешалось новое руководство областного ГИБДД. Мы поговорили с организатором велопробега и руководителем «Привет, велосипед!» Алексеем Кунициным о сложившейся ситуации, важности велоинфраструктуры и проектах по её продвижению, работе мэрии и транспортной реформе.

Часть 1. О проектах «Привет, велосипед!», программе «Vision zero» и изменении менталитета горожан
Часть 3. О работе мэрии, транспортной реформе и реализации инфраструктурных проектов

— Вы были одними из первых, кто в России начинал велопробеги?

В новейшей истории да. Для других городов больше вдохновителями были москвичи. Мы организовали где-то на полгода раньше, но эти полгода — ерунда, потому что параллельно готовили. Сейчас да, во многих городах 50 проходят, во всех миллионниках почти.

У нас есть общий чат координаторов по России. Когда по нам маршрут запретили, я спросил, у кого какие маршруты. Оказалось, что всем ГИБДД режет, у нас все эти годы был чуть ли не самый большой.

По ситуации с велопробегом вмешалась именно ГИБДД? Мэрия была согласна проводить по старому веломаршруту, но не она решает?

— Мэрии не всё равно было. Терешкова (Анна Васильевна Терешкова, глава департамента культуры, спорта и молодёжной политики мэрии Новосибирска, прим. редакции) и Соловьёва (Ирина Сергеевна Соловьёва, председатель комитета по делам молодежи мэрии, прим. редакции) зарубались. Да, решение было от ГИБДД. Почему мэр и губернатор не могут влиять на полицию: полиция подчиняется напрямую МВД в Москве. При этом понятно, что субординация всё равно есть: если что-то не так, мэр любого города может обратиться в Москву и сказать: «А что это вы нам назначили человека, а он плохо работает?» Велопробег — это такой камушек, готовы ли местные власти испортить отношения с ГИБДД из-за мелкого камушка?

Мы дошли потом до губернатора. Готов ли губернатор продавить? Не лично позвонить, но заместитель какой-нибудь: «Ребят, мы должны сделать как было. Давайте не нагнетать». И сказать это таким тоном и в такой высокой должности, что у главного инспектора дорожного движения ГИБДД не было возражений, потому что он понял: «Похоже, иначе будет конфликт». Я думаю, что такого звонка не было. И, будь я на месте властей, возможно, тоже бы не пошёл на это: «Портить отношения с новым начальником ГИБДД ради велопробега? Ну come on! Нам предстоит делать гораздо более сложные дела, событий у нас будут сотни, а мы сейчас будем из-за одного события ругаться».

Я это понимаю, и при этом не понимаю. Потому что приехал новый человек, и он не может приехать со своим уставом в наш монастырь. Он приехал и, получается, что он нам сейчас говорит, как нам организовывать жизнь города.

Проблема же не только с велопробегом: куча мероприятий, по которым ограничения. Где раньше можно было чуть закрыть движение, чтобы сделать уличное мероприятие, сейчас уже нельзя или меньше. Но другие мероприятия: «Нам не разрешили кусок улицы перекрыть — найдём площадь, где можем собраться». Велосипедисты не могут собраться: мы не можем ездить по стадиону по кругу. Как нам говорят: «А что вы не катаетесь по набережной»? Как бы там несколько тысяч человек было по набережной? Объективно — смешно. Я думаю, там 100 человек наведут шороху, если поедут колонной, 30 человек уже мешать будут. А у нас на этом велопробеге 3000 человек было. Или говорят: «В Академгородке». Хотя в Академгородке, когда мы один раз собрали 800 участников, мы парализовали весь Академгородок. А при 3000 все улицы будут заняты. Мы как встанем в круговой маршрут — он замкнётся.

Это другое видение со стороны ГИБДД, нежелание выполнять сложные задачи или давление на независимую общественную организацию?

— Я думаю, две вещи. Первое: нежелание делать. Не охота брать на себя ответственность. Велопробег — непростое событие: движение по улице по перекрытым дорогам, но есть встречное движение. То, что говорил Андрей Николаевич Маерчук (новый начальник ГИБДД НСО — прим. ред.): «Везде может вылететь машина со встречки». Теоретически так и есть. Теоретически каждого из нас может сбить машина каждый день. Если запрещать всё, где есть намёк на опасность, мы ничего делать не будем. Но им лучше «перебдеть, чем недобдеть», в их случае лучше бдеть так, чтобы вообще ничего не происходило. Сергей Викторович Штельмах (предыдущий руководитель ГИБДД — прим. ред.) был более открыт.

Второе: банальное непонимание того, что происходит. Когда Маерчук предлагает 5000 увести в Академгородок, по набережной… он не понимает, какая это огромная масса, как она движется. Я его пригласил: «Приезжайте, посмотрите, возможно ли это провести по Академгородку». Думаю, что не приезжал.

— Вы проводите велопробеги с требованиями инфраструктуры или только сам пробег выступает как символ требования?

— Задача велопробега — популяризация, чтобы люди увидели. Эффект заражения. Видят: едут тысячи людей на великах, не сто спортсменов, а тысячи людей —  «наверное, это уже норма». Плюс, когда толпа едет — настроение. Многие говорят: «хочу на следующий год присоединиться». Часто катаются по вечерам в парках или во дворах, а, проехав на велопробеге по городу, по перекрытым улицам, понимают, что за 1,5 часа можно проехать полгорода, что велосипед — не медленный транспорт. «Попробую-ка я и по делам так поехать».

Если мы превратим велопробеги в митинги, мы потеряем многих людей. Очевидно, что не все готовы митинговать. Почитать комментарии: люди приезжают за атмосферой, зачем нам этих людей отваживать идеей, что «Привет, Велосипед!» — это покричать. Я не хотел бы в это превращать велособытие.

Но возможно, что велопробегов и не будет в ближайшее время. Велопробег в этом году нам удалось сделать, потому, что был крестный ход и был перекрыт центр. Нам не запрещают, нам не дают разрешить. Пока.

— Было ли на вас какое-то давление?

— На нас никакого вообще давления нет. Кто угодно будет проводить сейчас мероприятия и окажется в такой ситуации. Дело не в велопробеге.

Почему легкоатлетические пробеги с перекрытием улиц разрешают?

— Когда закрыта локация, им проще. Ставят мусоровозы на всех выездах, это фиксировано. С велопробегом проблема, что он двигается. Нужно по всему маршруту ставить мусоровозы — ресурсов не хватит на 20 км. И перекрывать встречку.

— У вас не пытались «увести» организацию велопробега, как в Москве?

— Нет, такого не было. При всём уважении к московскому велопробегу, роль велопробега в Новосибирске для города выше. Просто потому что в Москве так много событий происходит открытых. Может быть, пока в Новосибирске «уводить» никому не надо.

В Москве какие-то конфликты возникли, мы не знаем внутренней кухни. Ребята озвучивают, что есть теория, что это коррупционная тема. Бюджет велопробега делался на средства ребят, которые они находили, спонсорские. А департамент транспорта выделяет сейчас 30 млн на проведение велопробега. Кто-то же эти деньги получает? Не знаю. Это их кухня. Я думаю, что это совсем не одна и та же история. По велопробегу с мэрией у нас хорошие отношения.

— Будут ответные действия от вас в защиту?

— Сейчас задача убедить тех, кто может повлиять на ГИБДД. Публичные акции… мы писали десятки писем в ГИБДД — всем пришёл дежурный ответ. Я знаю, что это немножко поднапрягло ГИБДД, но, видимо, не до такой степени, чтобы согласовать нам лучший маршрут.

Посмотрим. Если ситуация не изменится, у следующего велопробега будут какие-то требования. Событие в таком формате, как в этом году, может только один раз пройти: в следующем году люди уже не поедут. Приедет 1000, потом ещё меньше, пока не превратится в заезд для ребятишек, которым просто интересно по центру покататься. Мы потеряем взрослую аудиторию.

Мы понимали, что нам нужны конструктивные отношения с властью, просто потому что мы делаем велопробег и какие-то ещё мероприятия. Сейчас власть говорит: «Вы не можете делать велопробег». Хорошо, ну давайте мы эту энергию обратим на какие-то недостатки в вашей работе. Раз вы не хотите конструктива, давайте будем в негативе.

— Попытка не лезть в политику не прошла в итоге?

— Вообще невозможно не лезть в политику. В политику нужно лезть, потому что пока там много некомпетентных недальновидных людей, мы своим велопробегом ничего не изменим.

Часть 1. О проектах «Привет, велосипед!», программе «Vision zero» и изменении менталитета горожан
Часть 3. О работе мэрии, транспортной реформе и реализации инфраструктурных проектов

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы