Не видно и не слышно

Как привить толерантное отношение к людям с инвалидностью? Можно ли на короткое время побывать в шкуре того, кто на тебя совсем не похож? Как жить рядом с теми, кто отличается? Журналисты отвечают на вопросы посредством текстов, аудио и видео, а наша героиня Оксана Симутенко создала два уникальных социальных проекта, которые позволяют погружаться в мир незрячих и глухих, хотя сама Оксана буквально семь лет назад и вблизи находиться рядом с людьми с инвалидностью не имела желания.

— Чаще всего журналисты предполагают либо наличие у меня скрытой инвалидности, либо мой близкий опыт с родственниками, друзьями, то есть где-то в тесном окружении я должна была сталкиваться с этим, чтобы прийти к популяризации и формированию нормального отношения к людям с инвалидностью. Но, на самом деле, ничего подобного. Я инвалидности не имею, слава Богу, и никто из моих друзей и родственников. История, пожалуй, из разряда «случайное не случайно».

Началось все в далеком 2011 году, когда Оксана со своим молодым человеком отправилась на Мальдивский курорт. Тогда она не отличалась толерантным отношением к людям с инвалидностью. Не было ни негатива, ни агрессии, не было просто ничего, Оксана старалась ограждать себя от этого, приговаривая: «Чур меня, со мной это никогда не произойдет». Возможно, было неприятно видеть людей с инвалидностью, брезгливо в какой-то степени. Но тогда от отдыха Оксана ожидала того, за чем, собственно, на Мальдивы и едут.

Один отель на острове предполагал, что гости будут пересекаться за завтраком. Увидеть можно было кого угодно, ведь отдыхать любят все. Но Оксана совершенно не была готова встретиться взглядом с бабушкой в инвалидном кресле.

— Ладно бы еще девушка симпатичная, а тут достаточно неприятная, сморщенная бабка с трясущимися руками, с Альцгеймером, наверно, с трубочкой, торчащей из-под платья. Как потом выяснилось, это был мочеприемник. У меня был шок, пропал аппетит, кусок в горле застрял. Я сижу и думаю: «Какого черта я отвалила такие деньги, чтобы лицезреть абсолютно для меня неприятную картину?».
Среди романтики, красивых пейзажей, подводного мира, океана, растительности не было место «бабке с инвалидностью». У Оксаны случился «взрыв мозга», и она обратилась к своему молодому человеку: «Решай вопрос как хочешь, пусть мне завтрак носят в номер, я отказываюсь видеть эту бабку».

Казалось бы, как человек, не желавший видеть людей с инвалидностью, теперь практически ежедневно общается, гуляет и дружит с такими?

Спустя год после поездки на Мальдивы Оксана ищет массажиста и обращается за рекомендацией к подруге, которая недавно прошла курс массажа и осталась довольна. По ценнику все устраивает, качество расхвалили, но есть один нюанс — массажист слепой. Как можно на это реагировать, если с таким никогда не сталкивался? Вот и Оксана не знала, но пошла. Так и произошло первое знакомство с незрячим человеком по имени Денис Овчинников.

— Родился Денис зрячим, проблем со зрением не было, а в девять лет он тонул, в результате этого находился в коме, потом менингит пережил, и была цепочка различных нарушений: и опорно-двигательных, и речевых расстройств, и в том числе полная потеря зрения. Денис не имеет даже светочувствительности, то есть не видит вообще. На момент нашего знакомства ему было 35+, то есть вся его сознательная жизнь прошла без зрения. А я оказалась тем самым странным пациентом, которого безумно интересовала жизнь бытовая, досуговая, общественная, профессиональная, то есть та, которую Денис не видит.

Интерес к людям нестандартных профессий в каких-то сферах, недоступных и непонятных, Оксана всегда испытывала. И жизнь Дениса была тем, к чему Оксана никогда раньше не прикасалась, что и побудило узнать больше.

— Он же в моем лице увидел (смеется)… Сначала сильно резало слух, что он активно использует слова «видеть», «смотреть». Я в этом даже какую-то иронию ловила. Я задала вопрос: «Денис, адекватно вообще употреблять такие слова?», — на что он ответил: «Ну конечно. Это никакой не юмор, не сарказм. Мы также видим, но только кончиками пальцев, третьим глазом».

В лице Оксаны Денис увидел и почувствовал те благодарные уши, которым можно было рассказать, с которыми можно было поделиться, потому что обычно зрячих людей мало интересует жизнь незрячих. Каждый день для Оксаны происходили открытия, которые переваривала пациентка до следующего сеанса, а какие-то моменты и вовсе были абсолютно непостижимыми и казались чем-то из разряда экстрасенсорики.

— Первые несколько сеансов я ходила со своей дочкой, на тот момент еще маленькой, пятилетней. Мне не с кем было оставить ее. Познакомила Дениса с Машей. Он включал мультики, все было нормально. Примерно сеанс на седьмой мне удалось пристроить ребенка, и я пришла одна. Поднимаюсь на лифте, готовлю речь: «Дениска, привет. Я сегодня без Маши, с ней бабушка». Но каково было мое удивление, когда через долю секунды после звонка открывается дверь, и Денис такой: «Привет. Ты чего без Маши сегодня?» У меня шок. Как? С чего он взял, что я без Маши? Я не успела ничего сказать, не успела войти в дверной проем, не сделала ничего, на что можно было бы ориентироваться: количество ног, шагов сосчитать, что-то, что поддается логике, анализу. Задала потом вопрос: «Денис, а как ты понял, что я без Маши?» Говорит: «Смотри: когда открывается дверь, этот вылетающий воздух, — на уровне физики объяснение, — спотыкается либо об один объект, либо о два объекта». Это сложно понять зрячему человеку, мы не обращаем на это внимание. Просто распахнув дверь, как-то он воспринял этот входящий или исходящий воздух и понял, что я стою одна. Точно также можно по движению воздуха догадываться о возрасте людей, о росте человека.

Но и на этом «чудеса» не закончились.— После одного из сеансов массажа я обнаружила у себя незначительные два-три синячка. Никак это тактильно для меня не выделялось. Ну да, какое-то незначительное побурение кожи, это нормально совершенно для массажа, я жаловаться и не собиралась, не на что жаловаться. И буквально на следующий сеанс Дениска такой: «А я тебе синяков вчера настряпал». «Откуда ты это знаешь?». «Ну как, ну здрасте. Вот, вот и вот», — и точно пальцем попадает в эти самые микросинячки. Я говорю: «Как ты это определяешь?» «Ну здрасте, структура кожи совсем другая». По мне структура кожи — это либо гематома, либо нет, шишечка, либо нет, что-то вот такое. Оказывается, у кожи масса оттенков, нюансов, которые обычными, не тренированными пальцами различить невозможно.

Жизнь незрячего человека потрясала Оксану все больше и больше. Денис рассказывал о своей жизни, о том, что он активно путешествует, что любит Питер.

— Мне это тоже напрочь ломало мозг. Зачем? Что он в этом ловит? В лоб спросить было неудобно. Я сама это анализировала буквально до следующего дня. Думала, ну полет на самолете — хорошо, это ощущение, без картинки можно догадываться, в этом можно ловить адреналин, кайф какой-то, новые события, ощущения для себя, допустим. Но сам Питер. Неужели Нева пахнет иначе, чем Обь, например. Или здание Эрмитажа третьим глазом воспринимается иначе, чем Новосибирский краеведческий музей. Зачем? Что ловит человек? У меня до сих пор нет адекватного ответа кроме того, что это — атмосфера. Атмосфера, которая впитывается, действительно, чем-то здесь (указывает пальцем на голову) и здесь (указывает пальцем на сердце). И эти каналы восприятия у зрячих людей не развиты.

Оксана рассказывает эти зарисовки с восхищением и будто заново переживает те эмоции, которые испытывала несколько лет назад. Но самым большим потрясением для Оксаны оказалась другая история Дениса.

— Еще эпизод из разряда когнитивного диссонанса. Дениска, как и многие незрячие, состоит в ВОСе, всероссийском обществе слепых, у них там множество различных досуговых мероприятий. В частности, он рассказывал, что на днях был концерт. «Представь, — говорит, — меня нарядили бабой, я был бабой, на мне была юбка, мне накрасили губы, бусы на мне были, парик, какие-то еще побрякушки. Ржал весь зал, держались за животы, катались, уржались по самое не могу». А теперь просто вдумайтесь: это — концерт слепых для слепых. В зале могло быть несколько зрячих сопровождающих, и то не факт. То есть на сцене выступали слепые артисты, с перфомансом каким-то, для слепых зрителей. Это было, наверное, еще хлеще, чем Питер и Нева. В чем прикол, русским языком? Ну для самих артистов — хорошо, я еще пойму, — это ощущения в какой-то нетипичной роли. Для мужчины — в роли женщины: это юбка с шуршанием, это бусы, это накрашенные губы, это что-то новое, какое-то амплуа. Ну тут я еще пойму, в чем смысл. А зрители? Зрители слышат шуршание этой юбки? Понятно по сценарию, что он — женщина, и может голос меняет, но это опять же какие-то неуловимые вещи, не совсем доступные для нашего понимания.

Общение между Оксаной и Денисом налаживалось, она узнавала больше о быте и досуге незрячего человека, каждый раз удивляясь вновь и вновь.

— Вот такое потрясающая знакомство. Денис — моя муза, и он об этом знает.

Однако проект появился не сразу после знакомства с Денисом. Случилась с Оксаной еще одна случайная неслучайность двумя годами позже. Придя в салон на стрижку, Оксана увидела, что у ее мастера задерживается клиент. Обычно она не вмешивается в чужие разговоры, но тогда разговор молодого человека, который задерживал мастера, Оксану очень заинтересовал.

— Он рассказывал о том, что буквально вчера был в Томске и попал на какую-то потрясающую выставку в темноте, с такой пеной у рта это все рассказывал, что я не выдержала и говорю: «Простите, а можно подробнее: пароли, явки?». Сказал название сайта или какие-то ориентировки, как найти. Ищу, нахожу, что там не «Темнота», там совсем какое-то странноватое было название. Некая экспозиция в темноте, которую томичи сделали в качестве экспериментальной площадки, то есть не на постоянной основе, а буквально на несколько дней. Причем сделано силами студентов.

Оксана в течение нескольких лет до этого не могла выбраться в Томск. Однако выставка так заинтересовала ее, что буквально через несколько дней после рассказа молодого человека Оксана стала участником экспозиции в темноте. В условиях кромешной тьмы необходимо было перемещаться по комнатам с разным наполнением и определять предметы, используя оставшиеся органы чувств.

— Я на этой выставке была с ребенком, мы с ней пережили этот опыт не легко, мягко говоря, как она, так и я, потому что с условиями именно кромешной темноты мы практически не сталкиваемся в обычной жизни. Если в квартире выключен свет, то все равно есть индикаторы приборов, свет фонарей с улицы, это не кромешная темнота. Плюс квартира — это знакомое помещение, а здесь абсолютно все неизвестное. И у меня возникла сложность, наверное, с доверием к организаторам, особенно, когда узнала, что это студенты, намного младше меня. Думала, с точки зрения безопасности как подошли вообще к данному помещению? С первых же секунд начал долбить страх на грани паники, контролируемый буквально из последних сил. Там, конечно же, заявили, что в случае острой непереносимости вы сообщаете, вас выведут и так далее. В какой-то момент я готова была сдаться. Потом подумала: что я, самый слабак? Вот дочь держится, а я так облажаюсь? Нет, надо терпеть. А как приглушить свой страх упасть, или удариться, или залезть пальцами в розетку? То есть какой-то инстинкт самосохранения очень сильно долбил. Я вела себя, наверное, не очень адекватно. Говорю: «Вы в курсе вообще, что у вас бывают и высокие посетители? Например, я метр восемьдесят, вы мне гарантируете, что я лоб не разобью?». Они там как-то отшили. «Нет, это серьезный вопрос. Может, к вам ходят метр шестьдесят, а я-то почти два метра, хожу, вытягивая руку, прощупываю преграду сверху, если она есть. А здесь ям нет? Если я споткнусь? Ну вот вдруг. А провода заизолированы?» Как раз идем по стене, там какой-то кабель, не кабель, провод. Ну все, думаю, сейчас всех ударит током, все умрут. «Вы основательно подошли к вопросу безопасности?».

Для Оксаны поход на выставку в Томске стал настоящим вызовом. И в какой-то мере идея новосибирской «Темноты» была почерпнута в Томске, дополнена и модернизирована Оксаной, плюс были подключены незрячие люди, ведь это их стихия. Конечно, идеей хотелось с кем-то поделиться. Проанализировав все, систематизировав, собрав воедино, Оксана звонит тому самому Денису, с которым, кстати, она два года уже не общалась. Однако Денис с первого слова «Але» узнает в голосе те самые благодарные уши. Со стороны Дениса было полное одобрение идеи, он ее поддержал. Собственно, вся эта цепочка и привела к созданию площадки невизуального восприятия «Темнота».

За плечами Оксаны опыт педагога и работника в сфере торговли. Семь лет Оксана успешно работала в коммерческой деятельности, с финансовой точки зрения проблем не было, а все базовые людские хотелки и нужды решались легко. Но вот только деньги — это еще не все. Моральной отдачи от деятельности Оксана не чувствовала. Сегодня бывший учитель иностранного языка имеет два успешных социальных проекта.

— Сеять разумное, доброе, вечное — это всегда сидело внутри, и в последние годы в коммерции я понимала, насколько мне это все становится поперек, то есть хотелось иметь какую-либо деятельность, пускай она будет не такая удачная в финансовом плане, но зато я буду получать другого рода отдачу, и на тот период времени для меня это было актуально и важно. Вот это тоже было фактором в пользу смены деятельности и перехода к социальным проектам.

Площадки «Темнота» и «Тишина» — это не квесты, это социальные проекты. А значит, и цели несколько отличаются от развлекательных. Участники, приходя в «Темноту» получают опыт общения с человеком с инвалидностью. Близкие или друзья с инвалидностью у участников встречаются редко, посему здесь и выходит первый опыт, который разбивает мифы и стереотипы о том, что люди с инвалидностью ограничены, ущербны, что с ними лучше не контактировать и дружить не стоит.

Ты проходишь зону «Темноты», затем в кромешной тьме, используя реквизиты, одежду, не видя, естественно, переодеваешься, на свету смотришь на других, ржешь, забавляешься, фотографируешься, и, казалось бы, на этом приключение должно закончиться, все довольные должны пойти по домам, логично же. Однако администратор сообщает: «А это еще не все»… Здесь в тайне мы сохраняем все то, что организаторы просили не оглашать. Но именно здесь происходит момент истины (а какой, вы можете узнать сами, спойлеры мы не приветствуем).

Опыт в темноте побуждает к вопросам, и для этого помимо «Темноты» есть зона тифлосредств, где показывают различные гаджеты, программное обеспечение и все, что помогает незрячим людям ориентироваться в жизни. В режиме «вопрос-ответ» проходит общение непосредственно с незрячим человеком на темы тактичности и этики общения с людьми с инвалидностью. У людей масса вопросов благодаря тому, что они сейчас побывали в этой шкуре.

— На собственном опыте участники усваивают принципы правильного и адекватного, нравственного отношения к людям с инвалидностью. Во-первых, никак это по жизни не ограничивает. Во-вторых, с людьми с инвалидностью можно прекрасно общаться и дружить.

В ходе беседы участники задают самые различные вопросы, в том числе и довольно нетактичные:— Ой, Надя, у вас колечко обручальное, вы что ли замужем?— Конечно.— А ваш муж тоже не видит?— Видит. У мужа нет проблем со зрением.— Зачем он женился на незрячей? Вы не видите, зачем вам муж?— А у вас муж есть?— Есть.— А вам он зачем? Вот и мне для того же.— Вижу у вас маникюр, а как вы себе ногти красите? Как одежду подбираете? Как прическу делаете? Вы знаете, какая прическа у вас сейчас? Это красиво? Модно? Стремно?

— Это нормальные вопросы, может где-то не совсем тактичные, но мы участников поощряем, они демонстрирует интерес к другим людям. Происходит, собственно, формирование нормального отношения к людям с инвалидностью, с последующей дружбой, или, по крайней мере, со знанием, что делать при взаимодействии: в плане как помощь предложить, перевести через дорогу, не перевести, как подать, что сообщить, весь комплекс этих вещей тоже плюсом.
Сотрудники в проектах тоже работают не за просто так. Конечно, здесь есть финансовая составляющая, которая важна для любого человека. Но, как сами сотрудники говорят, на площадках они получают то, что дороже денег. В «Темноте» происходит сдвиг социальных ролей. В обычной жизни так или иначе незрячие зависят от зрячих. А в стихии темноты только благодаря навыкам ориентирования слепого человека зрячие ребята, попавшие в нетипичную для себя среду, не теряются в пространстве, не впадают в панику; более того, выполняют определенные задачи. То есть происходит некий перевертыш, когда незрячий выходит из зависимой роли в обычной жизни и встает на лидирующую позицию.

— С точки зрения морально-психологического аспекта, для незрячего необходимо почувствовать себя важным и значимым человеком, и вообще единственным в этой ситуации, кто управляет полноценно всем действом.

О том, что участие в проекте принимают незрячие и глухие ребята, не объявляется, поэтому участники получают сюрприз. Проект имеет ширму развлекательного характера. «Квест в темноте» — думают многие, и на волне модной квестомании прикольно поугарать в пространстве без света. Однако все не так просто, и проект ближе к просветительской деятельности.

Более того, после приключения связи не теряются, и сотрудники площадок с участниками продолжают общаться. Они дружат, ходят в кино, гуляют, катаются на машинах и весело проводят досуг.
Для чего проект другим — более-менее понятно, но какую цель преследовала сама Оксана? Смогла ли она получить то, чего искала, уходя из коммерции в социальные проекты?

— Я испытываю моральное удовлетворение от того, что я это сделала, от того, что я вижу результаты, вижу горящие глаза участников в тот момент, когда они узнают, что только что произошел контакт с человеком с инвалидностью, будто с гуманоидом, наверное. Переосмысление у людей происходит, такие теплые вещи говорят, пишут после этого. Это, собственно, то, ради чего все и затевалось. Моральная отдача от социального проекта, попытка внести в общество какую-то нравственную составляющую. Понимаю, что это капля в море, но хотя бы на таком уровне, хотя бы то, что в моих силах. Несмотря на все организационные сложности и финансовые, я продолжаю, потому что имею то, что перевешивает все трудности.

Путь длиною в семь лет — дорога от неприятия к пропаганде — предполагал наличие стартовой команды, людей, которые поднимут проект. Вполне логично, что именно Денис познакомил Оксану с теми, кто изначально и принял участие в проекте. Друзья Дениса, состоявшие так же в обществе слепых, прошли у Оксаны серьезный отбор, ведь то, что человек незрячий, еще не говорит о том, что он 100% подойдет на нужную должность.

— Должен быть определенный уровень социализации, коммуникабельности. Далеко не каждый незрячий социально активен, кто-то сидит дома в четырех стенах, даже не очень связано разговаривает. Критерий внешнего вида: человек не должен своим внешним обликом вызывать жалость. Это не вопрос к людям с инвалидностью, это касается абсолютно всех: они должны быть общительными и энергичными.

На данный момент на площадках работают трое незрячих и трое глухих. Текучка по вторым больше, ведь часто неслышащие имеют основное место работы, поэтому сменилось их за проект около пятнадцати человек. Слепых за три года проработало на площадке «Темнота» десять — двенадцать. Ни одна организация не может существовать без сложностей. И на пути создания «Темноты» у Оксаны тоже возникали трудности. Однако четкая цель и желание что-то менять были выше слабости.

Непросто было найти помещение, которое отвечало бы определенным требованиям с точки зрения безопасности. Искали таковое долго, было сложно, но, как говорится, кто ищет, тот всегда найдет.

— Я такой человек, который предпочитает перебдеть, чем недобдеть. Памятуя свой томский опыт, я большое внимание уделяла и высоте потолков, и наличию конструкций, балок, колонн, которые могли препятствовать безопасному перемещению. Это все было очень важным: и сама площадь, и, конечно, финансовая составляющая.
Имея небольшой капитал, Оксана долго ходила по мукам в попытках привлечь муниципалитет для поддержки. В итоге помещение дали не бесплатно, конечно, но в целом на выгодных условиях, несмотря на то, что помещение подвальное, что влекло за собой проблемы коммуникации, периодические затопления и другие прелести.
Нельзя пускать людей в непроверенное место. А если учесть, что Оксана очень трепетно относилась к вопросу о безопасности площадки, то логично предположить, что сама она не раз испытывала на себе жизнь незрячего человека.

— Сколько было сеансов на моей шкуре, никто столько не прошел. Многие спрашивают: «Ты, наверное, как кошка уже видишь в темноте? Уборку уже можешь сделать в кромешной тьме?» (Уборку проводят между группами). Нет, не могу. У меня не произошло какого-то сближения с темнотой настолько, чтобы она мне не причиняла дискомфорт, то есть мне по-прежнему неуютно. Одна в темноту в этом помещении я не зайду, может, какие-то детские страхи, не знаю. В какой-то степени адаптация есть, минимальная, но далеко не такая, чтобы там какие-то действия выполнять, которые требуют света. Не дружу, вот по-прежнему не дружу с темнотой. Парадоксально, но так.
Люди, как отпечатки пальцев: разные, нет двух похожих. И восприятие окружающего мира у всех индивидуально. По окончанию путешествия по зоне «Темноты» организаторы традиционно задают участникам вопрос о восприятии пространства и времени. Если на первых порах ответы сильно разнились, что порой шокировало, то сегодня эта разница не удивляет.

— Непосредственно «Темноты» час, но 90% посетителей в меньшую сторону сокращают и говорят, что находились в комнате по ощущениям минут двадцать, до получаса точно. Редко ощущают хотя бы 45 минут или близко к часу. За все время существования проекта всего лишь один человек заявил: «Что-то нереально долго ходили, наверное, часа три бродили». Все как один почему-то ощущают проведенный час как двадцать, а то и пятнадцать минут. Такой вот парадокс.

Пространство также все «видят» по-разному. Мало кому удается верно сказать о примерной площади «Темноты», количестве комнат. Мужчинам, если остается время, дают еще одно задание по желанию: нарисовать план помещения, в котором они были.

— Для женщин это гиблое дело сразу, — говорит Оксана, — а вот мужчины рисуют, и иногда неплохо. Это тоже полезный опыт: поднять из недр сознания без визуального восприятия, перенести это на бумагу.

Немало слов было сказано о площадке «Темнота». Наверно, она представляет больший интерес для людей, но и площадка «Тишина» не лишена своих изюминок и тайн. О том, что будет вторая площадка, Оксана знала изначально, это был лишь вопрос времени, ведь «Тишина» — логичное продолжение первого проекта. Как и в истории с «Темнотой», здесь произошел ряд знакомств и появилась своя муза.
Одноклассница Оксаны, Ольга — дочь неслышащих родителей, при это сама имеет хороший слух. Жестовый язык безупречен с детства, и ныне она заведующая лаборатории русского жестового языка Института социальных технологий и реабилитации при НГТУ. Ольга познакомила Оксану с глухими ребятами, в числе которых была Тамара. Но она уже не имеет возможности работать на площадке, так как два года назад уехала в Москву. Именно с нее началось существование площадки невербального восприятия «Тишина».
Тамара потрясла Оксану, как в свое время шокировал Денис. У Тамары последняя степень тугоухости, она совершенно не слышит. С шести месяцев будущий кандидат философских наук не услышала ни звука. Однако уникальность Тамары в том, что вопреки физическому ограничению, она разговаривает почти безупречно с точки зрения грамматики. На минуточку: люди, которые не слышат с детства, разговаривают, но крайне редко так, чтобы это было удобоваримо для слышащих людей. У неслыщащих никогда не было слухоподражательной модели. Родители Тамары ставили себе целью добиться максимально качественной речи у ребенка через очень изнурительные тренировки с логопедами, сурдологами, начиная буквально с годовалого возраста.

— Внимание, вопрос: каким образом сформировать речь, именно артикуляцию, фонетику, у человека, который никогда не услышит, не будет иметь подражательную модель? Как объяснить, что «яблоко» произносится именно как «яблоко»? Через набор специальных средств. Я не знаю, как это называется: специальная штука вставляется в рот, которая определенным образом фиксирует артикуляционный аппарат: зубы, язык, губы и так далее. И это вот один звук «Т». Затем подается звук, а врожденный звук есть у всех. Потом нужно собрать звуки, включая мягкие, воедино. Количество таких тренировок огромно: просто представьте, нужно развить звук хотя бы механически, никак не подражая, как это в принципе с рождения у детей формируется. Это титанический труд, колоссальнейшие тренировки, которые привели к тому, что Тамара разговаривает настолько хорошо, что не каждый неслышащий сможет повторить. Конечно, выходит очень специфическая речь, практически всегда Тамару принимают за иностранку. Голос не мужской, не женский, несколько такой искусственный, механический, может быть, какой-то аппаратный. Но умнейший, потрясающий человек, такие вещи наворачивает в плане изложения мысли. Я просто зачитываюсь. Кандидат философских наук. И я тоже не совсем дворник, но вот порою даже в словарик за Тамарочкой приходится залезть. Собственно, она моя муза. Она ход конем мне предложила, мол хватит уже переписываться, давай в кафе встретимся да потрещим.В ходе трехчасовой беседы Тамара не поняла с губ Оксаны лишь два слова: бомбоубежище и манекен. И это тоже большая редкость, чтобы глухой человек считывал с губ более 90% информации. Обычно эта цифра не достигает и 50%, здесь же случай совершенно уникальный.Обсуждение идеи, планирование, написание сценария и заданий привели к тому, что площадка заработала. Тамара стала основоположником и подтянула других ребят, среди которых был Саша Шец, о ком мы уже вам рассказывали.

Площадка «Тишина» полна своих сюрпризов. Она имеет и развлекательный характер, и просветительский, как, впрочем, и «Темнота». Создаются условия временного отсутствия слуха при помощи специальных шумоизолирующий наушников. К подбору наушников Оксана подходила более чем серьезно, испытывала великое множество из них. Наушники не музыкальные, они промышленные, используемые, например, для горнодобывающего производства, военных аэродромов, где требуется большое шумоподавление.

— Наши наушники — максимально доступный вариант, немецкие. Не скажу, что они на 100% блокируют звуки, но это тот максимум, который можно было бы получить. Половину сеанса происходит коммуникация невербальными средствами — жестами, мимикой, пантомимой: то есть всеми средствами, кроме речи и голоса. Посетители думают, что это игра «Крокодил» — общение жестами, парные и индивидуальные задания, но в какой-то момент ведущий раскрывает секрет всего действа. И далее следует образовательный аспект с основами жестового языка, дактильного алфавита, тактика и этика общения с глухими.

Недоброжелателей у проекта пока не нашлось (и дай Бог, чтобы так дальше продолжалось). Но вот непонимание со стороны участников порой переходило в настоящие скандалы. Как объяснить, почему зона «Темноты» сокрыта от людских глаз при свете? Участники выполнили задания, они хотят посмотреть на то, как справились. А им не разрешают. Е-мое, это же нечестно! Но у организаторов своя логичная политика.

— Понимаете, во-первых, это не сама цель — выполнить задание идеально. Во-вторых, ну, пойду я сейчас на поводу, включу свет, но вы только вдумайтесь: незрячий человек никогда не увидит, буквально, в прямом смысле, результатов своего труда, это несправедливо. Для кого-то этот аргумент убедителен. Пыталась и философски отвечать, и как в «Глобусе» говорят: «Уважаемые зрители, просим отключить телефоны. Пусть увиденное останется в ваших чувствах». А здесь пусть это «увиденное» останется на кончиках ваших пальцев, в ваших впечатлениях. Кого-то это устраивает, кто-то продолжает спорить. Момент, когда мы отказываемся показывать помещение при свете, народ немного огорчает. Проектом не предусмотрено показывать зону темноты при свете. В конце концов, ребята, делайте свой проект и показывайте. Но со своим самоваром не нужно в чужой огород лезть.

Сохранять хорошие отношения в коллективе важно. Оксана признается, что субординация у нее не вышла, а все сразу перешло в дружбу. Отчасти Оксана жалеет об этом, ведь субординация помогла бы легче решать рабочие вопросы и исправлять косяки.

— Моя, может быть, вина или нет, но я понимаю даже задним умом, что оставаться на уровне «начальник-подчиненный» было бы невозможно. Все-таки я рада, что это теплая дружба.
Но и вне работы Оксана уже не сталкивается с трудностями в общении со своими сотрудниками. Да, на первых порах были сложности, и то, таковыми их неправильно называть, это, скорее, были стандартные нюансы взаимодействия с незрячими, то же перемещение, например. Помимо работы у Оксаны и ее ребят много досуговых мероприятий, и зачастую именно Оксана оказывается единственным сопровождающим трех, четырех, а то и пяти незрячих

— Был такой первый опыт для них, как поход в ночной клуб «Максимилианс». С палатками летом выезжали на сутки на пикник «Солнцестояние», с парапланами был выезд. Получается, что моя пара глаз на пять человек. Это достаточно сложно. Ассоциация, наверное, с мультиком «Обезьянка и десять детей». То есть если это какой-то досуговый выезд, то я не отдыхаю, я все время начеку — ответственность, чтобы люди не запнулись, не упали, наелись. Многое делаешь за них в какой-то степени, за столом отдельная история. Не важно, в квартире застолье, в ресторане, нужно огласить меню, включая состав, потом на столе, когда это принесли, включая расположение, дать ориентировку: слева от тебя то-то, то-то, справа вот это, соус такой-то. Потом нужно следить за наполнением тарелок, накладывать, каждый раз информировать, следить, если что-то заканчивается. И есть, наверное, общая черта, не под одну гребенку, конечно, но вот тонкая душевная организация, как я это называю. Есть у них какая-то повышенная обидчивость. С человеком без инвалидности решить какой-то околоконфликтный или просто рабочий вопрос намного проще. С ними сложнее, сильно сложнее. Это и деликатность, и тактичность, все вместе взятое, и чтобы злоупотребления не было с их стороны. Но мы привыкли.
Как бы грустно и плачевно ни звучало, но мы жили, живем и будем жить в стереотипном обществе. Что должно произойти, чтобы изменить это положение? Наверно, самые гениальные умы думали над этим, но мыслям пришел конец. И убеждение в том, что незрячие, глухие и другие люди с различными заболеваниями и инвалидностью ограничены в жизни, укоренилось в головах многих. Однако всегда есть те, кто это убеждение опровергает, и Оксана как раз из этих личностей.

— Собственно, каждый день я это и опровергаю, и не только в рамках проекта, а больше даже в рамках выездных досуговых мероприятий. Мои ребята переделали то, что лично мне, человеку без инвалидности, слабо сделать, взять тот же полет на параплане. Из ближайшего, коли говорим о спорте, познакомилась с человеком, который занимается развитием адаптивного спорта зимних видов для детей с опорно-двигательными нарушениями. Он изобрел специальный инвентарь — вертикализатор. То есть дети с ДЦП не ходят, перемещаются на колясках, а на лыжах катаются, представляете какой прорыв? Ботинки создают жесткую фиксацию, управление корпусом, отрабатывается все с помощью вертикализатора. Этот человек, инструктор, не работал с категорией глухих, незрячих, с коими будет сложнее, но с глухими в плане коммуникации непросто. И мы с ним решили сделать совместную акцию. Вот только в отличие от параплана, когда это тандемный полет: тебя прицепили и полетел, тебе ничего делать не надо, — здесь придется поработать. После лыж это перенесется на следующий сезон: там будут ролики, велосипед.

У каждого человека в жизни есть что-то, что он считает достижением: престижная работа, дорогая машина, излечение от недуга. Оксана с юмором говорит о достижении, связанном с путешествиями. Она много ездит по странам, при это пропагандируя непопсовые трипы с очень ограниченным бюджетом, потому что «дорого съездить может любой дурак». Оксана убеждает, что это большой труд, серьезная исследовательская работа, годами отточенное мастерство по поиску дешевых билетов, размещения, лайфкахов по экономии средств. «Профессионально владею», — смеется Оксана. И если когда-нибудь она будет давать мастер-класс по тому, как дешево съездить в Японию, Норвегию и Швейцарию, где Оксана уже побывала, мы станем первыми, кто приобретет билет на встречу. При этом речь идет не о каучсерфинге, передвижении автостопом и питании на помойках, нет, речь об адекватном путешествии.

— Я тот перфекционист и идеалист, который скажет, что все, что достигнуто, — это мелко и несущественно глазами обычного человека. Так скажем, достижений воз и тележка. Если брать профессиональную сферу, то там неплохие достижения. Я имею в виду деятельность в сфере образования: большой педагогический стаж, слова благодарности от учеников, наличие авторских методик. С финансами сейчас не так, как хотелось бы, но зато живу не зря.
Одним из вопросов, стоящих на ряду с «в чем смысл жизни», наверное, будет вопрос о счастье. Понятие крайне субъективное, порой ответ на него дать просто невозможно, но для каждого оно свое.

— Счастье, наверное, когда есть ощущение того, что живешь не зря, когда каждый следующий день в чем-то лучше предыдущего в плане моральных отдач от своей деятельности.
Оксана посредством площадок «Темнота» и «Тишина» доказывает, что физические ограничения не повод ограничивать себя в жизни. Она и ее ребята каждый день рушат мифы и стереотипы. Стоит всегда помнить, что мы не можем изменить мир, но мы можем изменить себя и свое отношение к окружающему.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы