«Я достойна чудес»: интервью с создателем «Особенного ТИПа»

Текст был опубликован: 8 декабря 2017 года.
Порой мы сталкиваемся с мыслью «хочу сделать что-нибудь эдакое, чтобы для людей». И вслед за этой мыслью приходят сомнения и страхи: а если не получится, а если не поймут, да я и не умею ничего. Мы поговорили с Ольгой Стволовой, создательницей Театрального Интеграционного Проекта (Особенный ТИП) для людей с инвалидностью и без. Она рассказала, как открыть театральную студию без профессионального образования, привлечь людей к проекту, и что делать, если от всего устал.

— Как в Вашей жизни появился театр?

— Знаете, в детстве я редко бывала в театре, но помню одно яркое впечатление. Дело было в театре оперы и балета. Во время спектакля мне захотелось танцевать, и я не понимала, почему люди сидят: там же так красиво танцуют балерины. И музыка хорошая играет. Потом заболела ангиной, перестала ходить в театр. Только смотрела передачи о кино и театре. Переживала, думала, никогда больше не попаду в театр, ну, потому что там много лестниц… Я тогда еще не знала, что можно попасть в места, где много лестниц, и это не проблема. Поэтому сидела дома и просто смотрела передачи о театре. А потом неожиданно узнала, что в театре оперы и балета есть подъёмник для людей с инвалидностью, стала туда ходить. А потом неожиданно Вконтакте получаю приглашение: «Приходите в театр Старый Дом на спектакль “Трилогия”». Я не знала, что существует такой театр, не состояла ни в какой группе, для меня это было волшебство. Обычно же как — подобные рассылки делают тем, кто лайкает посты, что-то комментирует, а я в Вконтакте заходила редко. Я так сильно этому удивилась и спросила: «Ребят, а у вас есть доступная среда?». И мне ответили, подумав: «Знаете, есть, приходите». Я вызвала предварительно стилиста, накрасилась, сделала прическу, шла туда, как на праздник. Мне повезло увидеть спектакль, который сделал Антонио Лателла. Это было сильным впечатлением, даже шоком. Мне казалось, что в Новосибирске не может быть такого театра, таких режиссеров, спектаклей, артистов. Тогда подумала: раз это возможно, значит чудеса возможны, и я достойна чудес. У меня была какая-то такая цепочка. Я поверила, что в Новосибирске есть на что посмотреть, и начала ходить в Красный факел, в Глобус. Но любовью так и остался Старый дом.

— Расскажите историю возникновения проекта «Особенный тип».

— Я познакомилась с актрисой театра «Старый дом» Олесей Соколовой. Однажды она сказала: «Оля, все вокруг открывают театральные студии. Может, тебе тоже?». Через какое-то время другая подруга сказала: «Слушай, ты так любишь театр, постоянно о нём говоришь, отзывы пишешь. Не хочешь театральную студию создать?». Тогда я подумала: если два человека, друг с другом незнакомых, предлагают одну и ту же идею, наверное, это знак. Получается, нужно брать и делать. До этого были похожие мысли. Я мечтала открыть театральную студию, но мне казалось, что для этого нужно пройти длинный путь, получить опыт, а уже потом делать. Но вот меня пинают, говорят «давай, делай», и я на пустом месте, просто любя театр, принимаю этот вызов. Неожиданно я познакомилась с Юлией Чуриловой, которая давно хотела заняться подобным проектом. На первую встречу она пригласила людей из разных театров. Среди них была Галина Пьянова, в то время главный режиссер Старого дома. Так получилось, что она осталась в этом проекте. Остальные хотели, но по разным причинам у них не получалось. Мы с Галиной набрали ребят и выпустили спектакль «Ангел с усами». И вот, у нас скоро выходит уже третий спектакль.

— Как проходил набор людей в студию?

— Я понимала, что не нужно большое количество ребят. С ними сложно справляться, для этого нужно помещение. Да и внимания педагога теряется, когда людей много. Стала писать в соцсетях, что проводим кастинг. Нужно прочесть стихотворение, спеть песню, рассказать о себе, и тогда мы сделаем вывод: берем или нет. Собрались разные педагоги во главе с Галиной Пьяновой, которая сказала: «Ребят, давайте возьмем всех. А во время работы поймем, кто останется, а кто — нет». Люди, когда шли на кастинг, не понимали, что это трудно. У нас мало времени: октябрь-ноябрь, а в декабре выпускаем спектакль. Перед премьерой мы будем каждый день заниматься, на это нужно находить время, силы и  желание. Это осознается только в процессе работы.

— Как организовать подобный проект без профессионального образования, и какие из-за этого могут возникнуть сложности?

— Сейчас буду мотивировать, как Ник Вуйчич. Знаете, это ведь все на ровном месте. У меня есть любовь к театру… все! И вот два с лишним года назад кроме любви к театру ничего не было, я ничего не знала об этой кухне. Когда только начала вести активный образ жизни, придумала, что хочу снимать ролики о доступной среде. Что я сделала? Просто написала объявление, что мы хотим снять ролик. И у меня появилась съемочная группа. Потом меня попросили помочь организовать экскурсию для маломобильных людей в театре Глобус. Я не была знакома ни с кем и просто начала узнавать, где можно найти таких людей. Набрала огромное количество людей, которые пришли на экскурсию. С ТИПом такая же история. Сейчас анализирую, получается, я умею четко формулировать мысли, когда пишу сообщения: чего хочу, где, когда, что нужно. Видимо, это работает. Так вот, я придумываю историю, начинаю формулировать и делиться этим с друзьями. Друзья начинают что-то советовать и появляется цепочка. Понимаете, когда человек горит идеей, для этого не надо много денег, и он найдет любые пути. Главное — желание и понимание того, что будет много труда. А когда тебе нравится дело, которым ты занимаешься, это вроде бы и несложно. Да, сдают нервы, мало спишь. Но вместе с этим такое удовольствие, без этого тебе уже неинтересно.

— Как проходят репетиции?

— Вот когда был первый сезон, мы переживали, думали, как же кастинги проводить. Ребята разные: у кого-то ДЦП, кто-то плохо видит.  Нам сначала казалось, что ребят нужно разделять, делать разные тренинги. А потом поняли, что не нужно никакого разделения, всем быть вместе — это круто. А вообще, все как всегда: придумываются этюды, а потом из этюдов делаются спектакли. Ничего особенного по форме. Правда, все должны быть сконцентрированы и внимательны, нужно учитывать особенности партнера, ведь кто-то, например, не может быстро встать или что-то увидеть. Значит, ты должен ему объяснить словами, что происходит.

— А преподаватели сами проявляют интерес, или Вы их к этому привлекали?

— Я их тяну на аркане. Нет, я, конечно, никого не заставляю. Все происходит по любви. И преподаватели в такой проект приходят из профессионального интереса, потому что это другой опыт, который требует других навыков. Для них это не благотворительность, а возможность чему-то научится.

— Если говорить о материале спектаклей: у вас нет готовой пьесы, спектакли состоят из историй. Почему так?

— Ну вот в «Ангеле с усами» была пьеса с добавлением наших историй. «Моя сказка» — сторителлинг.  А вот «ПИР» — не совсем. Но мы не болтаем, ждите премьеру. Понимаете чтобы не впадать, в плохом смысле, в любительский театр, и не делать из людей того, что они не делают, есть важная тема: отталкиваться от существа артиста. Нам интересно, чтобы он рассказывал про себя, транслировал то, чем дышит. Мы Гамлета играть, например, не очень можем. А вот сыграть Гамлета с точки зрения «я-Гамлет», играть его естественно, рассказать историю, а не персонажа — это про нас.

— Про что новый спектакль, если без спойлеров?

— Ну все спектакли — о любви. Вот и у нас тоже. О любви, о сложных семейных отношениях. А еще он довольно страстный. Мы даже собираемся поставить отметку 16+, прикиньте? Это горячо, мы взрослеем.

— ТИП взрослеет, меняется. А какие изменения произошли в Вашей жизни с момента появления ТИПа?

— Знаете, такое ощущение, что ТИП существует всю жизнь. Не представляю, как это — его не было. Хотя ему два года с небольшим. Когда я только начала выходить в люди, вокруг меня образовался культурный слой друзей, которые ходят в театр, слушают оперу, балет смотрят. Знаете, у меня от природы тяга была к высокому, даже ела всегда с вилочкой и ножичком. И вот мы открываем студию, а там другие люди, которые иначе на все это смотрят. И ТИП меня научил, что талант, какие-то хорошие качества могут быть в ком угодно, вне зависимости от формы поведения. Я учусь быть мягкой и внимательной, потому что совмещаю две взаимоисключающие, как мне кажется, роли: я-руководитель и я-актриса. Это две разные энергии. Как актер ты должен раствориться, делать, что требует режиссер, думать о себе и быть внутри себя. А как руководитель я должна все контролировать, домашние задания задавать, смотреть на всех и понимать, если с ними происходит что-то не то. Еще я научилась отпускать людей. Если понимаю, что человек по какой-то причине не может или ему неинтересно, надо не тянуть, а принимать его решение и отпускать.

— Репетиции практически каждый день. А что делать, если не хочется, если вдохновение пропадает?

— Наступает лето, каникулы и «переводка» дыхания. И все. А в процессе… Есть моменты, когда нужно отдохнуть. Потому что когда быстрый темп, и он не останавливается, происходит поломка. Но у меня есть разные проекты. Смена деятельности помогает перезагрузиться.

— То есть забитый ежедневник – хороший способ не устать?

У меня, например, долгое время не было никакого дела, и я придумала себе рукоделие. Я им так упилась! Выдумала собственные способы, как лепить из глины без обжига, чтобы она не развалилась, я не умела шить — научилась. Не было никакого интернета, и поэтому я выдумывала свои способы. Потом оказалось, что они уже выдуманы, конечно. Я люблю бешеный ритм, но полезно вдруг что-то спокойно почитать, например.— Знаете, с одной стороны — да. А с другой… Борис Павлович, театральный режиссер, который занимается в том числе интеграционными проектами, однажды сказал, что самое интересное получается, когда становится скучно. То есть ты доходишь до дна скуки, а потом придумываешь, чем бы таким заняться. 

— А бывают моменты неудач? Как с ними справляться?

— Меня научило рукоделие: когда не получается игрушка, это повод придумать способ, чтобы она все-таки получилась. Не могу просто смять и выбросить. Поэтому если есть неудача… я не знаю, что это, честно говоря.

— Что вы считаете своим главным достижением?

— То, что у меня есть друзья, с которыми можно просто гулять по улице, сидеть в кофейне. Правда. Знаете, когда мне по весне начали задавать вопросы про достижения, я поняла, что для меня это важно. Потому что большую часть жизни у меня не было друзей, с девяти до двадцати с чем-то лет. Мне даже некого было пригласить на день рождения. Ну да, у меня есть конкурс красоты для девушек на колясках, есть театральная студия и еще много проектов. Меня куда-то приглашают, я ездила на театральный фестиваль. Но то, что у меня есть друзья, с которыми я просто могу о чем-то разговаривать — вот это я считаю достижением.

— А какой самый счастливый момент в жизни?

— У меня много счастья, когда готовится спектакль. Счастье было, когда поехала в Москву и впервые взлетела самолете. Для меня счастье — это такое ощущение, когда странно, интересно складывается ситуация, какая-то цепочка. Когда посещает мысль «я достойна чудес».

— И напоследок. Расскажите, можно ли попасть в ТИП?

— Да, конечно. Правда, после премьеры. Можно просто написать «Я хочу». Только могу сразу не ответить. Но не потому что я плохая, просто сообщений много. У меня теперь коронная фраза «могу внести вас в общий чатик». Там пишу, когда и где проходят тренинги. А так, у нас можно не только актером быть, но художником или музыкантом.

Ольга советует:

Почитать: Мифы и легенды древней Греции и пьесы Ивана Вырыпаева.

Посмотреть: фильмы «Аритмия», «Теснота»; сериалы «Настоящий детектив», «Дикий запад», «Твин Пикс»; спектакли «Я здесь», «Снегурочка» (театр Старый дом), «Пианисты» (театр Глобус).


Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы