«Без политики урбанистика мертва» — Вячеслав Удинцев о деятельности «Городских проектов» в Новосибирске

«У нас есть 2 пути: более лёгкий путь — уехать из страны, более сложный — изменить страну. Я выбрал второй», — Вячеслав Удинцев о деятельности «Городских проектов» в Новосибирске

Фонд «Городские проекты» Максима Каца и Ильи Варламова с 2012 года продвигает идеи «нового урбанизма» в Москве и с 2014 года в Петербурге. В 2020 году организация начала обосновываться и в регионах России. Этой весной отделение фонда открылось в Новосибирске и уже готово развивать город. Мы поговорили с главой местного отделения Вячеславом Удинцевым о деятельности фонда, справедливом городском планировании и предстоящих выборах в Совет депутатов, в которых собираются принять участие пять представителей «Горпроектов».

Чем занимаются «Городские проекты»? Какие у вас цели и задачи?

— Исходя из нашего названия, это фонд содействия развитию городов. Мы хотим сделать города справедливыми для всех людей, удобными и доступными. В Новосибирске мы уже сделали несколько проектов. Например, мы обязали мэрию установить трамвайные платформы. Сейчас участвуем в выборах.

Расскажите подробнее про первые шаги в городе. Что на сегодняшний момент уже удалось сделать?

— Начали решать проблемы с общественным транспортом. Как вы знаете, недавно на улице Богдана Хмельницкого сбили журналиста, когда он выходил из трамвая. Проблема с трамваями существовала давно, но мэрия, как обычно, ничего не делала, пока не умер известный человек. Мы написали 30 заявлений в мэрию, позже пришёл ответ: платформы построят. Если из наших кандидатов в Совет депутатов двоих-троих всё-таки изберут, то мы сможем контролировать этот процесс, чтобы трамвайные платформы не получались как у Октябрьского рынка: разваливающиеся, неудобные, не приспособленные для людей. Также мы писали обращение в мэрию по поводу переноса остановки на Ипподромской: там карман, который полностью заставлен машинами. Но в мэрии нам ответили, что и так удобно. Проблему пока решить не удалось. Но про неё можно найти статью во «Вконтакте», там мы пишем про все проблемы Новосибирска и других городов. Есть статья про освещение у Оперного театра, где мы объясняем, почему это не очень хорошее вложение: дорогое и бессмысленное; [статья] про озеленение, и почему оно нужно и важно, и другие. Мы обычные люди, студенты. Мы не профессионалы, но при этом общаемся с профессионалами, когда заказываем хорошие проекты. Мы то, что движет город к улучшению.

Трамвайные платформы в Петербурге, иллюстрация «Городских проектов»

Каким видите архитектурный облик Новосибирска в ближайшем будущем?

— Для начала его приберут, благоустроят, приведут в порядок. Потом начнёт появляться современная архитектура. Примерно такая, как строит «Брусника» (исключительно в качестве примера, не реклама). Если всё пойдет в правильном направлении, Новосибирск так и будет выглядеть. Если в неправильном, то будет застройка, как у «Дискуса», и сплошные дешёвые вентфасады (вентилируемые фасады. — Прим. автора). У Новосибирска есть два варианта развития: либо он станет красивым современным городом, либо ужасным вентфасадным.

Квартальная застройка предпочтительнее точечной?

— Считаю, их не нужно разделять. Точечная застройка может относиться и к квартальной. К примеру, если брать советскую строчную застройку (застройка параллельными рядами относительно длинных многоквартирных жилых зданий. — Прим. автора), с большим количеством пустырей, то в этом случае точечная застройка как раз может выиграть. Она создаст квартальную застройку, где будут активные фасады и больше улиц. Мы тоже за активные фасады и улицы. Чем их больше и они тише, тем лучше. Чем меньше этажей, тем лучше. Если вы про межевание, то тогда да, нужно сразу делать кварталы, комфортные улицы. Не надо делать высотки через каждые 50-100 метров. Город нужно развивать квартальной застройкой.

Что хотелось бы изменить в системе управления городом в первую очередь?

— В первую очередь нужно изменить транспортную систему: она очень неудобная, несправедливая. У нас нет бесплатных пересадок, кроме муниципального транспорта. Должен быть единый тариф либо какие-то льготы. Не важно, на чем ты едешь: на муниципальном или же на коммерческом транспорте. Очень мало выделенных полос. Трамвайные пути и транспортные средства в ужасном состоянии. Таким городом нет желания пользоваться. Нужно развивать велодвижение. Главная задача — создать комфортное перемещение в городе. Сейчас перемещаться можно только на автомобиле. Другими транспортными средствами пользоваться очень трудно. Правда, теперь появились летние кафе в центре, и стало намного приятнее гулять. По нашему мнению, весь город должен развиваться так, как развивается сейчас центр. А не как Маркса с хаотичными ларьками.

Иллюстрация проекта реконструкции Газетного переулка в Москве, предложенной фондом

Ваши партнеры по коалиции, Сергей Бойко и Алексей Куницын, предлагают транспортную реформу, которая заключается в смене порядка взаимодействия транспортных компаний с мэрией. Исходя из этого, все оплаты пойдут в одно муниципальное учреждение, а уже оно будет платить перевозчику. Вы с ними согласны?

— Да, вышел новый федеральный закон, согласно которому мэрия платит за маршрут, а не за количество перевезённых пассажиров. Это, естественно, правильно. Главное, чтобы маршруты ходили вовремя, вне зависимости от количества людей в них. Переполненные автобусы выгодны только владельцам, но не их пассажирам. Люди хотят, чтобы автобус был заполнен менее чем на 60%. Тогда на них захочет передвигаться большее количество людей. Тут я абсолютно согласен.

«Городские проекты» продвигают идею платных парковок, в том числе во дворах. Для чего нужны платные парковки?

— Для регулирования автопотока. Например, улица Депутатская сейчас заставлена в три ряда, улица Советская тоже и многие другие. Двор сейчас очень несправедлив. Он существует для двух типов людей: первый тип — это люди с детьми (для них строятся детские площадки), и второй — автомобилисты (для них создаются парковки). Больше во дворе ничего нет. Им пользуются максимум 35% жителей, а должны пользоваться все. Поэтому платная парковка — решение этой проблемы. Во дворе должны стоять беседки, скамейки, качели и прочее. Чтобы все жители имели возможность в нем отдыхать.

Двор без машин, иллюстрация «Городских проектов»

А что насчёт парковок, которые находятся не во дворе, а около бизнес-центров, общественных мест?

— Если это частная территория, владелец сам решает, как распоряжаться своей землёй. Если это муниципальная земля, то мы не можем раздавать её просто так, из-за того, что у человека есть машина. Это несправедливо. Если спросить у людей, что они хотят больше, парк или парковку, думаю, ответ будет очевиден: «Парк».

Но не все люди готовы платить определённую сумму за непродолжительное пользование парковкой, ведь так?

— Да, это определённо минус, так называемая плата за комфорт.

Где уже введены платные парковки, насколько они эффективны и как к ним относятся местные жители?

— Они существуют на Красном проспекте. К ним относятся по-разному: кто-то хорошо, кто-то не очень. Особенно хорошо относятся люди, которым как раз нужно заехать и что-то занести. А вот уже плохо относятся офисные работники, которые ставят машину на восемь часов. Им это невыгодно. Выигрывают те, кто использует парковку в краткосрочной перспективе. Людям, нуждающимся в парковке на длительный период, приходится уезжать. 

А как производится оплата таких парковочных мест: по часам или какая-то фиксированная сумма?

— Первый час идёт поминутная оплата, а дальше почасовая. Поэтому тем, кто буквально заехал за кофе, довольно выгодно, тратится всего 20 рублей.

Вы проводите кампанию против подземных переходов. Расскажите основные тезисы, почему от них стоит избавляться.

— Один из тезисов — переход, который закрыли на ремонт возле площади Ленина, недалеко от сквера. Обойти его можно за 15 минут, то есть 500 метров. Там нет ни лифта, ничего. Человек с детской коляской вряд ли сможет его перейти. Ему придётся потратить много сил. Переход несправедлив. Такой переход можно строить в месте малого потока пешеходов — за городом. Город — приоритет у пешеходов, здесь должен всегда быть наземный переход. Подземный, конечно, тоже можно оставить, но это дорого, и его обслуживание неэффективно.

Недавно вами был разработан проект по открытию общественного пространства на площади Маркса. Каков шанс на его реализацию?

— Шанс минимальный в данной ситуации. Но мы надеемся, что в будущем, через год-два, такие проекты будут реализованы. На Маркса сейчас очень сложная ситуация: как будто место застряло в 90-х. В центре такие проекты будут реализовываться спокойно. Потому что центр более оппозиционный и готов к изменениям, также как и Академгородок, в отличие от левого берега. Мы просто показали проблемную ситуацию здесь, и как её можно изменить до неузнаваемости.

Визуализация инициативы «Горпроектов» по реконструкции площади Маркса

Что нужно сделать для того, чтобы проект воплотился в реальность?

— Чтобы этот проект воплотился в реальность, нужно избрать большинство кандидатов из «Горпроектов» на выборах [улыбается]. Либо чтобы сами бизнесмены поняли, что это хорошая идея. Для этого нужно популяризировать это движение. Если нас будет много, то мы сможем отстаивать общественные пространства, как это сделали в Москве с Триумфальной площадью, где изначально был плохой проект, который впоследствии был заменён на хороший. В результате место живёт и процветает по сей день.

Как планируете повышать известность фонда в городе?

— У нас в любом случае будет повышение известности на 5 округах. Потому что каждому новосибирцу мы, как минимум, подарим газетку и дадим визитку. А если уже брать федеральную сеть, то из-за коронавируса, к сожалению, отложилось турне Варламова и Каца. Например, они приезжали в Томск, и там сейчас участников городских проектов в 2 раза больше, чем в Новосибирске, хотя город меньше. Надеемся, скоро к нам приедут и Варламов, и Кац, будут нас рекламировать. Это тоже хорошая медийная поддержка.

Что отличает качественные общественные пространства?

— Качественное общественное пространство — это общественное пространство, которым пользуются. Это очень легко определить: если есть люди, то оно качественное, если людей нет, то некачественное. Исключение — пространства, созданные для уединения. Они должны выполнять свое назначение.

В каких городах России общественные пространства более развиты?

— В Москве и Казани. Плюс сейчас в Челябинске появился оппозиционный вице-мэр — Александр Егоров. Челябинск развивается на глазах: на месте пыльных дорог растут яблони, убираются заборы. Для Челябинска это очень неожиданно. Нужно лишь, чтобы качественные люди сидели во власти, и всё будет как надо.

Как вы можете охарактеризовать общественные пространства, которые есть сейчас в Новосибирске?

— У нас есть хорошие общественные пространства. Например, пространство возле улицы Ленина. Там нет ничего особенного: скамейки, столики. Но тем не менее люди там тусуются. Для хорошего общественного пространства многого не надо. Есть, конечно, и плохие места. Например, у входа в метро на станции Заельцовская, на площади Карла Маркса. Это полумертвые пространства, которые никому не нужны. Люди хотят отдыхать больше, чем покупать постельное белье и прочие тряпки.

Какие изменения предлагает проект на площади Маркса?

— Это довольно сложный проект, который нужно долго разрабатывать, потому что пространство очень большое, непонятно спроектированное. Сейчас над этим ведётся работа: вызвался один активист, разработал небольшой проект. Надеюсь, в дальнейшем эта тенденция продолжится. Для начала там нужно сделать нормальный транспортный пересадочный узел, что в данной ситуации очень тяжело, потому что транспорта очень много, и он всегда толкуется. Нужно переделать саму систему, чтобы можно было легко пересесть с метро на трамвай и автобус.

Транспортная система входила в проект изначально?

— Да, это была часть проекта. Новосибирск — автомобильный город, где всегда были проблемы с транспортом. Например, у нас есть проблема со светофором на Восходе. Красный для пешеходов горит 108 секунд, в то время как зеленый всего 17. Из мэрии нам прислали ответ, что это не соответствует ГОСТу, но с этим ничего нельзя сделать. Будем продолжать разбираться с этой проблемой, но уже после выборов.

Как ваши проекты влияют на решения муниципальных руководителей?

— Как видите, повлияло на [трамвайные] платформы. Где-то не повлияло. Зависит от того, что хочет сама мэрия. Иногда она хочет решать проблемы, но её нужно подталкивать снизу. А если не хочет, то для этого есть наши муниципальные депутаты: в Питере от «Городских проектов» избрали 103 депутатов, в Москве — более 200. Плюс имеются представители в Мосгордуме: Дарья Беседина, довольно яркий персонаж. Поэтому мы и выдвигаем своих кандидатов, чтобы лучше решать проблемы.

Как в дальнейшем видите своё взаимодействие с властью?

— Дальнейшее взаимодействие с властью? Мы и будем власть.

Кто от «Городских проектов» выдвигается кандидатами на выборах в Совет депутатов Новосибирска?

— Все 5 кандидатов из «Горпроектов» входят в «Коалицию 2020», все собрали подписи. Кандидаты: я — глава Городских проектов в Новосибирске, Леонид Лифанов — студент, выдвигается во 2 округе против Лебедева (Евгений Лебедев — руководитель фракции ЛДПР в Совете депутатов города Новосибирска. — Прим. автора), довольно сильного оппонента. Ещё 2 кандидата на Затулинке, 22 и 23 округ: Сергей Косов и Александр Захаров. Александр — архитектор, градостроитель, он понимает, как должен быть устроен город, профессионал; Сергей — программист. На 19 округе — предприниматель Юрий Еремеев, продвигает экологическое освещение, он сам отчасти эколог.

Слева направо: координатор предвыборного штаба, депутат Дворцового муниципального округа Санкт-Петербурга Андрей Моисейкин, кандидаты Александ Захаров, Вячеслав Удинцев, Леонид Лифанов и Сергей Косов

Почему лично вы участвуете в этих выборах, чем политика привлекает в целом?

— Политика привлекает меня уже давно. У нас есть 2 пути: либо более лёгкий путь — уехать из страны, либо более сложный — изменить страну. Я выбрал второй. Изначально я вступил в партию «Яблоко», потом меня оттуда выгнали за коалицию. Уже зимой решил идти в депутаты, чтобы менять город. Сначала я был просто урбанистом, пытался продвигать своё сообщество. Но потом понял, что федеральная сеть («Городские проекты». — Прим. автора) — это большая поддержка. На канале Ильи Варламова сейчас больше миллиона, и у Каца хороший канал. Тут больше людей, больше поддержка, больше мнений, больше работы, больше влияния. Мы хотим влиять на город, хотим его сделать лучше. Поэтому все и пошли в депутаты.

Каковы цели предвыборной кампании и стратегические цели в случае избрания?

— Тут есть 2 подхода: первый — оптимистичный, второй — уже более печальный. Начнём с оптимистичного. У нас будет 26 кандидатов от коалиции. Первая цель — пересмотр бюджета. В этом году 40 миллионов потратили на ограждения. Хотя город знал, что с 1 апреля можно ограждения менять на кустарники. Кустарники более красивые, более опрятные. Плюс есть места, где заборы можно было вообще не ставить. Вторая цель — работа с генпланом. Сейчас он выгоднее для застройщиков, а не для людей: исходя из него, нам нужно побольше этажей, поменьше зелени, просто строим и строим. Мы будем развивать транспортную инфраструктуру правильно. Вначале восстановим трамваи и троллейбусы. Потом будем думать, как строить развязки («Городские проекты» публиковали статью против строительства новых развязок. — Прим. автора). Потому что без общественного транспорта мы будем стоять постоянно в пробках. Также я согласен с коалицией по поводу юридических вопросов. Я в них не специалист, но исходя из них нам нужно сократить количество людей в мэрии и много, что ещё.

Второй подход, более печальный: мы избираемся меньшинством. Тогда я буду советоваться с московскими коллегами, и будем устраивать конкурсы для проектирования дворов. Потому что сейчас конкурсы вообще не устраиваются. Что в Дзержинском районе, что в Ленинском, везде одна и та же картина: убогие детские площадки и лавочки. Далее займёмся развитием зон для молодёжи и старшего поколения. Чтобы люди могли посидеть не только на детской площадке, но, например, в сквере. В моём округе есть пустырь. Там можно поставить скамейки и фонари за 200-300 тысяч рублей, и место уже оживится. Сейчас оно пустое и дикое. Нужна доступная среда. Необходимо следить, чтобы при проектировании тротуаров везде были пандусы. У нас почему-то забывают их делать. Хотя это незаконно. Это очень легкая работа, но с ней наши депутаты не справляются. Это основные тезисы. Плюс какие-то идеи и желания самих избирателей, к ним тоже будем прислушиваться.

Как будет учитываться мнение местных жителей?

— Когда пройдёт коронавирус, с этим будет проще: будем проводить опросы, создавать статистику. На это тоже понадобятся деньги. Будет больше исследований, но уже после эпидемии.

Практиканты «Городских проектов» проводят исследование Комсомольского проспекта в Москве

Если мнение местных жителей расходится с вашей концепцией — вы адаптируете концепцию или продвигаете свою идею, убеждаете людей?

— Смотря какая концепция и идея. Люди очень часто заблуждаются. Распространённый миф: если добавить ещё одну полосу, то движение транспорта наладится. Но по исследованиям получается наоборот. В таком случае это просветительская деятельность. В тоже время, если жители скажут, что им удобнее переходить в другом месте, то тут мы согласимся. Должен быть научный подход. Каждый вопрос решается отдельно.

Как горожане могут участвовать в обсуждениях внутри «Городских проектов»?

— У нас есть чат. Можно зарегистрироваться на russia.city4people.ru. Мы всех добавляем в чат, где можно высказываться, предлагать свои проекты. Для этого не обязательно иметь высшее образование, главное, чтобы тебе был небезразличен город. Этот чат, по сути, и есть команда. Есть ещё чат авторов, чат волонтеров, дизайнеров. Для того, чтобы в них попасть, надо указать, что ты, к примеру, автор и хочешь писать, и тогда мы добавим тебя в соответствующее обсуждение. Мы поддерживаем все идеи: например, есть группа «Ельцовка», которая борется за парк. С ними тоже будем сотрудничать. Мы за диалог.

Как может выглядеть общественное пространство у реки, иллюстрация «Городских проектов» для реконструкции Горсткина моста в Петербурге

Как желающие могут поддержать «Горпроекты» и кандидатов?

— На city4people.ru можно поддержать нас финансово, можно записаться агитатором, можно подписаться на наши соцсети. На сайте можно выбрать город Новосибирск и посмотреть биографию всех кандидатов, их соцсети и отправить пожертвование. Мы очень любим пожертвования и одни из первых в Новосибирске начали их собирать.

Куда идут эти деньги? За счёт них и существует фонд?

— Сейчас пожертвования идут на предвыборную кампанию, на оплату сборщиков, агитации, газет и листовок. Тем, кто разносит газеты, говорит с людьми, мы тоже платим. Конечно, есть те, кто работает бесплатно. Это уже право каждого.

Какие у вас политические принципы и ценности?

— У нас у всех демократические ценности, европейские. Можете прочитать меморандум партии «Яблоко». Мы полностью разделяем их политические ценности, несмотря на то, что нас иногда оттуда исключают [смеётся].

Вы участвуете, чтобы победить или для опыта и возможности заявить о себе?

— Я участвую, чтобы победить. У меня проходной округ и мне не выставили в оппоненты коммуниста, чему очень рад. Я единственный оппозиционер в своём округе. У меня есть большие шансы на победу.

Собираетесь ли вы продолжать политическую карьеру в Новосибирске в случае поражения на выборах?

— Конечно, я буду продолжать работать в «Горпроектах», помогать депутатам, и все остальные кандидаты тоже. Даже если я проиграю, надеюсь, что от коалиции будут другие депутаты, будем работать с ними.

Какие планы на ближайшее десятилетие, помимо участия в выборах?

— Одержать победу во всех выборах разумеется [смеётся]. Без политики урбанистика мертва. Потом изменить город. Участвовать во всех публичных слушаниях, в митингах, самим их устраивать. После выборов планируем организовывать различные ивенты. Устраивать образовательные лекции, развивать соцсети.

Пора действовать и проводить капитальный ремонт нашего города. К счастью, для этого есть все доступные инструменты, главное — правильно ими воспользоваться. «Городские проекты» — один из них.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы