В небо — можно
Текст был опубликован 6 декабря 2017 года.
«Город N — город возможностей». Городские знают. Со временем мы обязательно придумаем, как говорить об этом по-новому, а пока просто снова докажем. Материал о том, как сибиряки садятся за штурвал небольшого самолета, когда тянет к новым высотам.
В Новосибирске функционирует место подготовки и переподготовки пилотов, бортпроводников, медиков, проводящих предполётный осмотр, диспетчеров и ещё большого числа представителей авиационных профессий. Там же любой, кого зовет небо, может научиться пилотировать небольшой самолёт. Говорят, это не сложнее, чем получить водительские права.
Сначала в группах от пяти человек потенциальные пилоты слушают теорию: воздушная навигация, устройство самолёта, аэродинамика, метеорология и самолётовождение. Материал объясняют с учётом того, что не все слушатели имеют специальное авиационное или техническое образование. Объясняют 2 – 3 месяца — зависит от частоты занятий.
Дальше — тренажная подготовка. В кабине учебного самолёта пилота готовят к реальным условиям. Последний этап — реальные условия.
Центр подготовки и сертификации авиационного персонала (ЦП САП) сотрудничает с аэродромом «Мочище» и аэродромом «Городской аэропорт». Там нужно налетать не менее 42 часов с инструктором и без.
В конце обучения выдаётся свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна или свидетельство частного пилота. Различаются они воздушными судами, к которым пилот получает доступ. К первым относятся парапланы, дельталёты, паралёты (предлагаю погуглить, чтобы увидеть, как красиво это может быть). Ко вторым — птицы потяжелее.
Что делать со свидетельством, решает сам пилот. При наличии своего самолёта можно заниматься авиапутешествиями. Например, дорога до Белокурихи занимает около часа с четвертью, до Омска — три часа. В Новосибирске десять-пятнадцать человек время от времени совершают такие полёты. Остальные в основном летают в своё удовольствие в пределах аэродрома, взяв самолет в аренду. Работать со свидетельством можно, но только в составе какой-либо организации и после дополнительной подготовки. Ниже расскажем, где взяли цифры и суждения.
Молодая Сибирь тоже летает. Фонд «Возрождение отечественной авиации» реализует две программы, благодаря которым пройти бесплатную лётную подготовку могут ученики школ и студенты факультета летательных аппаратов НГТУ. Студентов отбирают по среднему баллу, результатам анкетирования и состоянию здоровья. Последний пункт важен, потому что в небо пропускает заключение врачебно-лётной экспертной комиссии.
Для ребят из школ открыты двери Новосибирского учебного авиацентра им. Покрышкина. Программа фонда «Молодой пилот», как и собственная программа Авиацентра, даёт школьникам возможность попробовать силы в авиации до того, как судьба и вуз будут выбраны.
Мы задали несколько вопросов основателю и вдохновителю клуба Авиа-54 Олегу Владимировичу Кобзеву. Олег Владимирович также является руководителем Новосибирского областного регионального отделения AOPA Россия (АОРА — это ассоциация пилотов и граждан — владельцев воздушных судов. — прим. ред.).
— Расскажите, как вы сотрудничаете с центром подготовки и сертификации авиационного персонала?
— В 2014 или 2015 году Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта — прим. ред.) приостановила действие сертификатов всех авиационных учебных центров, которые готовили частных пилотов. Обучение частных пилотов в стране остановилось полностью. Объяснили тем, что в частном порядке грамотно научить пилота невозможно. Надо отдать должное нашему ЦП САПу — он активно восстанавливал деятельность как вообще учебного центра, так и подготовку частных пилотов. И вот когда вышел новый ФАП № 289 в 2015 году, наш ЦП САП первым получил сертификат на подготовку. Новосибирск оказался в прорыве по отношению ко всей стране — на сегодняшний день даже в Москве нельзя выучиться на частного пилота. Наш же аэродром уже год с ними активно сотрудничает; наша площадка «Городской аэропорт» является учебным аэродромом, который внесён в их базу; наши самолеты переданы им в аренду. То есть ЦП САП на нашей базе проводит подготовку частных пилотов.
— Сколько стоит курс обучения?
— Примерно полмиллиона рублей у нас на аэродроме. В «Мочище» чуть дешевле за счёт использования других самолётов. У нас используются самолёты Tecnam итальянского производства и Гармония — чешского. Освоив эти самолёты, курсант приобретает навыки, которые помогают ему с меньшими затратами пересаживаться на другие типы самолётов.
— Зачем человеку может понадобиться пересаживаться на другие типы самолётов?
— На сегодняшний день в России позволено иметь в собственности самолёт, достаточно свободно летать по стране. И если человеку нравится быстро перемещаться, путешествовать, он может сесть в свой самолёт и полететь. При этом нужно понимать, что обладание самолётом это не какие-то запредельные деньги. Стоимость самолётов на сегодняшний день доступная, подержанный самолёт в хорошем состоянии обойдётся порядка 2-8 млн рублей. Техобслуживание самолёта сопоставимо с обслуживанием автомобиля в официальном сервисе. Насчет полётов: чисто теоретически, если вы сейчас захотите, я могу подать план полёта. Он подаётся не менее чем за час до вылета. Через час вылетаем, еще через два — мы в Горно-Алтайске. Никакое другое средство передвижения такого не позволит на сегодняшний день.
— Много кто этим действительно пользуется?
— Совсем немного. Первая причина — люди не знают, что у них есть такая возможность. Вторая — всего две посадочные площадки: мы и «Мочище». Причём наша со временем закроется — здесь планируют строить дома. Двух или одного аэродромчика недостаточно. В авиационно-развитых странах масса маленьких аэродромов. К нам приезжал пенсионер из Америки, он живет на Аляске в доме посреди леса, сопок и озера. У него два гидросамолета, и вот он на них летает в супермаркет за продуктами. Для него это самый удобный способ. В нашей стране с огромной территорией и сложной транспортной доступностью развитие авиации общего назначения обязано случиться в будущем. Это сокращает время и расстояние: мы с женой летали в Белокуриху на день (вечером захотелось, утром полетели). Летали в Омск — друзья приглашали в театр.
— Расскажите, кто приезжает к вам летать.
— Есть разные группы пилотов. Первыми с тех пор, как это все стало более-менее доступным, были бывшие военные и гражданские пилоты, которым важно удовольствие от полёта. У них нет своих самолётов, взять чей-то в аренду, чтобы куда-то слетать — дорого, а может, нет надобности. А полетать вокруг аэродрома час или два можно, просто для себя. Ну и надо сказать, что всего в регионе 150-200 частных пилотов, которые регулярно поддерживают навыки. Из них активно летающих в другие регионы — 15-20 человек, точно не больше.
— Частный пилот, имея свидетельство на руках, может зарабатывать?
— В составе организаций и после дополнительной подготовки — да, но возить пассажиров и брать за это деньги он не может.
— Сложно пройти медкомиссию?
— Мы сейчас, занимаясь подготовкой пилотов, сталкиваемся с тем, что люди боятся её проходить — думают, что не получится. На моей практике не было такого, что человек, который чувствует себя здоровым, сталкивался с трудностями в получении нужных медицинских документов.
Где:
г. Обь, проспект Мозжерина, 7
г. Новосибирск, Аэропорт, 2\3 корпус 2
Как долго:
6 месяцев (3 месяца теория, 3 — практика)
Сколько:
500 000 рублей