В небо — можно

Текст был опубликован 6 декабря 2017 года.

«Город N — город возможностей». Городские знают. Со временем мы обязательно придумаем, как говорить об этом по-новому, а пока просто снова докажем. Материал о том, как сибиряки садятся за штурвал небольшого самолета, когда тянет к новым высотам.

В Новосибирске функционирует место подготовки и переподготовки пилотов, бортпроводников, медиков, проводящих предполётный осмотр, диспетчеров и ещё большого числа представителей авиационных профессий. Там же любой, кого зовет небо, может научиться пилотировать небольшой самолёт. Говорят, это не сложнее, чем получить водительские права.

Сначала в группах от пяти человек потенциальные пилоты слушают теорию: воздушная навигация, устройство самолёта, аэродинамика, метеорология и самолётовождение. Материал объясняют с учётом того, что не все слушатели имеют специальное авиационное или техническое образование. Объясняют 2 – 3 месяца — зависит от частоты занятий.

Дальше — тренажная подготовка. В кабине учебного самолёта пилота готовят к реальным условиям. Последний этап реальные условия.

Центр подготовки и сертификации авиационного персонала (ЦП САП) сотрудничает с аэродромом «Мочище» и аэродромом «Городской аэропорт». Там нужно налетать не менее 42 часов с инструктором и без.

В конце обучения выдаётся свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна или свидетельство частного пилота. Различаются они воздушными судами, к которым пилот получает доступ. К первым относятся парапланы, дельталёты, паралёты (предлагаю погуглить, чтобы увидеть, как красиво это может быть). Ко вторым птицы потяжелее.

Что делать со свидетельством, решает сам пилот. При наличии своего самолёта можно заниматься авиапутешествиями. Например, дорога до Белокурихи занимает около часа с четвертью, до Омска — три часа. В Новосибирске десять-пятнадцать человек время от времени совершают такие полёты. Остальные в основном летают в своё удовольствие в пределах аэродрома, взяв самолет в аренду. Работать со свидетельством можно, но только в составе какой-либо организации и после дополнительной подготовки. Ниже расскажем, где взяли цифры и суждения.

Молодая Сибирь тоже летает. Фонд «Возрождение отечественной авиации» реализует две программы, благодаря которым пройти бесплатную лётную подготовку могут ученики школ и студенты факультета летательных аппаратов НГТУ. Студентов отбирают по среднему баллу, результатам анкетирования и состоянию здоровья. Последний пункт важен, потому что в небо пропускает заключение врачебно-лётной экспертной комиссии.

Для ребят из школ открыты двери Новосибирского учебного авиацентра им. Покрышкина. Программа фонда «Молодой пилот», как и собственная программа Авиацентра, даёт школьникам возможность попробовать силы в авиации до того, как судьба и вуз будут выбраны.

Мы задали несколько вопросов основателю и вдохновителю клуба Авиа-54 Олегу Владимировичу Кобзеву. Олег Владимирович также является руководителем Новосибирского областного регионального отделения AOPA Россия (АОРА — это ассоциация пилотов и граждан — владельцев воздушных судов. — прим. ред.).

— Расскажите, как вы сотрудничаете с центром подготовки и сертификации авиационного персонала?

— В 2014 или 2015 году Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта прим. ред.) приостановила действие сертификатов всех авиационных учебных центров, которые готовили частных пилотов. Обучение частных пилотов в стране остановилось полностью. Объяснили тем, что в частном порядке грамотно научить пилота невозможно. Надо отдать должное нашему ЦП САПу он активно восстанавливал деятельность как вообще учебного центра, так и подготовку частных пилотов. И вот когда вышел новый ФАП № 289 в 2015 году, наш ЦП САП первым получил сертификат на подготовку. Новосибирск оказался в прорыве по отношению ко всей стране на сегодняшний день даже в Москве нельзя выучиться на частного пилота. Наш же аэродром уже год с ними активно сотрудничает; наша площадка «Городской аэропорт» является учебным аэродромом, который внесён в их базу; наши самолеты переданы им в аренду. То есть ЦП САП на нашей базе проводит подготовку частных пилотов.

— Сколько стоит курс обучения?
— Примерно полмиллиона рублей у нас на аэродроме. В «Мочище» чуть дешевле за счёт использования других самолётов. У нас используются самолёты Tecnam итальянского производства и Гармония — чешского. Освоив эти самолёты, курсант приобретает навыки, которые помогают ему с меньшими затратами пересаживаться на другие типы самолётов.

— Зачем человеку может понадобиться пересаживаться на другие типы самолётов?

— На сегодняшний день в России позволено иметь в собственности самолёт, достаточно свободно летать по стране. И если человеку нравится быстро перемещаться, путешествовать, он может сесть в свой самолёт и полететь. При этом нужно понимать, что обладание самолётом это не какие-то запредельные деньги. Стоимость самолётов на сегодняшний день доступная, подержанный самолёт в хорошем состоянии обойдётся порядка 2-8 млн рублей. Техобслуживание самолёта сопоставимо с обслуживанием автомобиля в официальном сервисе. Насчет полётов: чисто теоретически, если вы сейчас захотите, я могу подать план полёта. Он подаётся не менее чем за час до вылета. Через час вылетаем, еще через два мы в Горно-Алтайске. Никакое другое средство передвижения такого не позволит на сегодняшний день.

— Много кто этим действительно пользуется?
— Совсем немного. Первая причина — люди не знают, что у них есть такая возможность. Вторая — всего две посадочные площадки: мы и «Мочище». Причём наша со временем закроется — здесь планируют строить дома. Двух или одного аэродромчика недостаточно. В авиационно-развитых странах масса маленьких аэродромов. К нам приезжал пенсионер из Америки, он живет на Аляске в доме посреди леса, сопок и озера. У него два гидросамолета, и вот он на них летает в супермаркет за продуктами. Для него это самый удобный способ. В нашей стране с огромной территорией и сложной транспортной доступностью развитие авиации общего назначения обязано случиться в будущем. Это сокращает время и расстояние: мы с женой летали в Белокуриху на день (вечером захотелось, утром полетели). Летали в Омск друзья приглашали в театр.

​​

— Расскажите, кто приезжает к вам летать.

— Есть разные группы пилотов. Первыми с тех пор, как это все стало более-менее доступным, были бывшие военные и гражданские пилоты, которым важно удовольствие от полёта. У них нет своих самолётов, взять чей-то в аренду, чтобы куда-то слетать — дорого, а может, нет надобности. А полетать вокруг аэродрома час или два можно, просто для себя. Ну и надо сказать, что всего в регионе 150-200 частных пилотов, которые регулярно поддерживают навыки. Из них активно летающих в другие регионы 15-20 человек, точно не больше.

— Частный пилот, имея свидетельство на руках, может зарабатывать?
— В составе организаций и после дополнительной подготовки — да, но возить пассажиров и брать за это деньги он не может.

— Сложно пройти медкомиссию?

— Мы сейчас, занимаясь подготовкой пилотов, сталкиваемся с тем, что люди боятся её проходить — думают, что не получится. На моей практике не было такого, что человек, который чувствует себя здоровым, сталкивался с трудностями в получении нужных медицинских документов.

Где:

г. Обь, проспект Мозжерина, 7

г. Новосибирск, Аэропорт, 2\3 корпус 2

Как долго:

6 месяцев (3 месяца теория, 3 — практика)

Сколько:

500 000 рублей

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы