Убийство в «Восточном экспрессе»

Текст был опубликован 12 декабря 2017 года.

Экранизации известных книг прочно обосновались в индустрии кино. За последнюю пару лет вторую жизнь на экранах получили, например, «Девушка в Поезде», «Анна Каренина», «Инферно». Британский режиссер Кеннет Брана не остался в стороне и снял свою версию романа Агаты Кристи «Убийство в ʺВосточном экспрессеʺ». Снова оживить на экранах образ сыщика Эркюля Пуаро — хорошая идея. Давненько о нем ничего не снимали, а зря. Пуаро — необычный персонаж. Сыщик носит с собой карманные часы и отличается чрезмерной пунктуальностью. Его одежда чиста, в доме идеальный порядок. Эта маниакальная страсть к порядку помогает в раскрытии преступлений. Метод расследования Пуаро заключается в том, чтобы собрать все малозначительные детали в целостную картину. Как говорил сам сыщик, раскрывать преступление — значит складывать все известные факты так, будто вы строите карточный домик. Если карта не сохраняет равновесия, — нужно начинать заново, иначе построение рухнет.

Знакомство с новым «Убийством …» началось с трейлера. Красивые цвета, декорации, костюмы — все это привело в восторг. Этот короткий ролик смонтирован настолько грамотно и удачно, что сомнений о качестве самого фильма не возникает. Трейлер справился со своей задачей на все сто: фильм захотелось посмотреть в ту же минуту.

Оказалось, что на трейлере и нужно было остановиться.

Для тех, кто не читал книгу и не смотрел предыдущие экранизации, это – средний детектив с интересным сюжетом и неожиданной развязкой. Если ты знаешь, в чем дело, то смотреть фильм будет скучно. Игра актеров слишком «театральная»: они все время либо переигрывали, либо, наоборот, недоигрывали. Пуаро показали как человека с раздутым самомнением. Может быть, это был своеобразный ответ «Шерлоку Холмсу» Гая Ричи. Даже сцена с тростью в стене в начале фильма выглядела как отсылка к «Шерлоку». Не хватало только момента, когда  сыщик просчитывает действия всех окружающих людей у себя в голове. Но выглядело это нелепо.

Не буду подробно описывать происходящие в фильме события, чтобы оставить читателям возможность самим узнать все тайны и неожиданные повороты этой истории. Отмечу лишь то, что в «Экспрессе» много персонажей. Практически все действие фильма происходит в одном вагоне поезда. В таких условиях сложно в полной мере раскрыть каждого из персонажей. Этого и не хватило фильму. Нас лишь поверхностно знакомят с каждым из действующих лиц. Ничего, кроме их имен и профессий, мы так и не узнали. Страшная тайна, которая связывает пассажиров поезда, до зрителей доносится в коротком разговоре, как бы между делом. Сопереживать персонажам, о которых ничего не знаешь, невозможно. Во время просмотра «Экспресса» не возникает никаких чувств. Героев не жаль, ими не хочется восхищаться, ставить в пример, да и никаких негативных эмоций они тоже не вызывают. Даже жертвенный монолог Пуаро под конец фильма не трогает душу. Все как-то поверхностно. Ничего, кроме пафоса, в “Убийстве …”, к сожалению, нет.

Не хватает внимания к деталям. Само расследование теряется на фоне роскоши и излишеств. Фильм получился скорее про атмосферу, чем про расследование убийства. Лично для меня признак хорошего детектива — желание пересмотреть его хотя бы еще один раз. Постараться, уже зная развязку, найти как можно больше деталей и зацепок по ходу событий. «Убийство в Восточном экспрессе» такого желания не вызывает. Фильм получился неопределенным в плане жанра: то ли это драма, то ли комедия, то ли вообще экшн-фильм. Возникало ощущение, что создатели фильма сами до конца не определились, поэтому сделали всего понемногу. Из-за этого «Экспресс» не создает целостную картину, а будто состоит из малосвязанных между собой кусочков.

Конечно, в «Экспрессе» есть и положительные стороны. Работа оператора впечатляет. Камера плавно летала через весь поезд, словно перенося зрителя внутрь «Восточного экспресса». Поезд, вагон-ресторан, купе, коридоры — все проработано до мельчайших деталей. Видно, что визуалу уделили много внимания. Ряд кадров выполнен в стиле фильма «Отель Гранд-Будапешт» Уэса Андерсона. Наблюдается похожая симметричность и детализация. Живописные пейзажи приковывают взгляд к экрану, заставляя зрителя внимательно рассматривать все до последнего деревца. Большинство планов снято как бы с возвышенной позиции. Таким, кстати, и представлен нам Эркюль Пуаро — он словно выше других. Недаром сами персонажи не раз называют его «Геркулесом». Это дает надежду, что гротескная театральность использована как некий художественный прием.

Также плюс фильма — актерский состав. Нужно отдать должное Кеннету Брана: он собрал на одной площадке Джонни Деппа, Мишель Пфайфер, Уиллема Дефо, Пенелопу Крус и многих других. К сожалению, известные имена фильм не спасли. Актеры хоть и смотрелись хорошо в образах, ничего, кроме пафоса и излишеств, за этой внешней оболочкой не было.

Отдельно хочется отметить Джонни Деппа. В «Убийстве …» он сыграл коварного дельца Рэтчета. С подбором актера для этого персонажа создатели фильма угадали на все сто. Депп смотрелся органично, продуманный костюм и грим подчеркивали образ и придавали ему еще большую аутентичность. Наконец-то Джонни сыграл что-то отличное от предыдущих ролей. На мой взгляд, отрицательные персонажи подходят Деппу гораздо больше.

С таким актерским составом, бюджетом в 55 миллионов долларов и захватывающим сюжетом экранизация «Экспресса» могла бы стать чуть ли не лучшим фильмом в жанре. В итоге фильм стал средним детективом с огромной порцией самолюбования главного героя. В погоне за красивой картинкой и костюмами создатели фильма забыли оживить персонажей, придать им характер. Сюжет книги передан плоско и банально.

Ознакомиться с тайнами «Восточного экспресса» все-таки стоит. Развязка истории является чуть ли не лучшей в детективном жанре. Как неплохую альтернативу книге, советую, например, экранизацию 2010 года с Дэвидом Суше в главной роли. Здесь и персонажи яркие, и театральности в меру.

  • Автор: Любовь Лисицына, Иллюстратор: Екатерина Сташкова

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы