Интервью с Александром Фоминцевым о распространённых ошибках стартаперов

«Желание открывать новые заведения в Новосибирске не угасло, но я попытался немного спрятать»

В Новосибирске с каждым годом появляется всё больше заведений общественного питания. В момент, когда одни получают статус «любимых», другие рисуют табличку «закрываемся до неопределённого времени». На рынке выживают сильнейшие. Но как стать «сильнейшим» в сфере общепита? Единого ответа на вопрос нет, но есть основные ошибки стартаперов, обходя которые, можно остаться «на плаву». Мы поговорили с Александром Фоминцевым, который в 21 год открыл свою пиццерию, но спустя два месяца закрыл двери. Александр поделился своей историей и назвал основные причины и факторы продажи пиццерии. 

— Как тебе пришла идея открыть свою пиццерию?

Меня с самого детства тянуло к заведениям общественного питания. Я обращал внимание на форматы, интерьеры, меню и способы приготовления. 

Идея открыть пиццерию пришла в Томске, когда я был в одном заведении. Меня удивил способ приготовления и необычный состав пиццы. Она была большой и сочной, поэтому пользовалась популярностью среди местных. Тогда я случайно познакомился с владельцами места, с которыми после ещё поддерживал связь. Спустя время мы решили посотрудничать и открыть пиццерию в Академгородке.  

— Что нужно знать о стартапах в сфере общепита в Академгородке?

Академгородок — это отдельная культура и отдельное место. Оно не исключение в плане заведений общественного питания. Сетевые форматы общепита здесь часто прогорают, а нововведения взлетают. Большой популярностью пользуются заведения с уникальной едой. Мне показалось, что такая пицца может оказаться одним из таких стартапов.

— Что первым делом пошло не по плану? Какие ошибки были допущены?

Мы рано открылись. Необходимо было подождать еще пару недель, отработать детально продукт, организовать работу команды и систематизировать процесс, чтобы после открытия вопросов не возникло. 

— Уже сейчас ты понимаешь, какие факторы повлияли на «провал» бизнеса?

Я не считаю, что это был провал бизнеса. Невозможно учесть на этапе планирования все факторы, которые могут повлиять на твою деятельность.  Первым и главным фактором стали постоянные издержки. Они были запланированы, но при более высокой проходимости, которую мы не достигли из-за недостатка маркетинга. Пиццерия была расположена на 2 этаже, что автоматически снижало количество приходящего трафика. Люди редко поднимаются на 2 этаж. 

Важно подкорректировать, что этот бизнес не провалился. Мы нашли клиента, который был готов купить оборудование, дизайн, инженерные коммуникации и частично команду для открытия и перестройки на этом же месте нового заведения общественного питания. Когда мы увидели хорошие цифры от покупателя, инвесторы приняли решение о продаже бизнеса. Тем более срок окупаемости нашего проекта вырос от запланированного на 2-3 года.

— Когда ты понял, что бизнес не окупается? Что ты предпринял? Есть ли какая-то схема «реанимации»?

Я бы переформулировал вопрос: «Когда ты понял, что бизнес не вышел на свои плановые показатели? Что ты предпринял?» Когда что-то идёт не так, ты начинаешь копаться в проблеме. Сначала мы боролись с нестандартным качеством выпускаемого продукта. Затем поняли, что для текущей выручки не нужен такой большой штат сотрудников, поэтому пошли на некоторые сокращения. Люди стали брать на себя больше обязательств. 

Также мы искали арендаторов, чтобы сократить издержки. У нас было 250 свободных квадратных метров, которые могли сдавать в субаренду. Мы стремились к балансу: уменьшение издержек — увеличение продаж, рекламного ресурса и поиска каналов привлечения клиентов.

Нет никакой схемы «реанимации». Есть определенные шаги, которые необходимо предпринимать в каждой отдельной ситуации. Хорошо,что у меня была команда, которая могла скорректировать мои действия.

— Если бы у тебя была возможность вернуться в тот момент, что бы ты изменил в стратегии? Как бы помог Саше из прошлого?

Я бы изменил площадь пиццерии, подкорректировал немного дизайн и вложил бы в рекламу больше ресурсов. На старте взял меньше персонала, что позволило бы уменьшить постоянные расходы. На рынке Новосибирска и Академгородка такая структура пиццы была непривычна. Потребители были не готовы к домашней пицце. Они не привыкли видеть её с большим количеством начинки и без бортиков. Поэтому будь у меня возможность, я бы подкорректировал состав. 

— Какие советы ты можешь дать людям, кто тоже планирует открывать фуд—бизнес? Как не допустить ошибок и не прогореть?

Первый совет начинающим антрепренёром (предпринимателям Прим. ред.) —  выбрать правильное место. Заведение должно быть на 1 этаже, чтобы его было видно основному потоку людей. Второй совет — небольшие инвестиции до 5 000 000 рублей. Если сумма больше, то риск не окупить занимаемую площадь возвышается, так как растут издержки: команда, аренда и налоги. Совет последний — найти идею, которая стрельнет в вашем городе и просчитать возможные риски.

— Есть ли дальнейшее желание открывать точки общепита в Новосибирске? Или в общепит ты больше не ногой?

Желание открывать новые заведения в Новосибирске не угасло, но я его попытался немного спрятать. Тот период был стрессовым. Я работал нон-стоп в режиме: встал в 8 утра, лёг в 2 часа ночи в течение полугода. Для меня это был колоссальный опыт, несмотря на то, что я сильно вымотался. 

Общепит многогранен. Это активный интересный процесс выстраивания команды, системы, работы компании и  масштабирование своих идей. Это ценный опыт для молодого двадцатиоднолетнего парня. 

— В какую сторону ты будешь двигаться дальше? Есть ли идеи?

Для ответа на этот вопрос нужно вернуться в самое начало. Открытию пиццерии предшествовал поиск помещений, разбор бухгалтерии, участие в торгах, заключение договора аренды, а также строительство и проведение инженерных и технических коммуникаций к объекту. На всех этапах появлялись связи и контакты. После закрытия пиццерии меня сразу же пригласили к одному из главных собственников по коммерческой недвижимости Новосибирска. Сейчас я работаю там и знаю, куда пойду дальше. Полученный опыт от пиццерии уже сейчас помогает мне добиваться больших успехов на рынке и фокусироваться на процессе.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы