Что мы сидим ненарядные?

27 марта в «Юности» прошло много мероприятий, приуроченных ко Дню театра. Мы побывали на уникальной экскурсии, в которой посетили самые потаённые места в ДК и ненадолго побывали сотрудниками, работающими в театре. Из разговоров с молодыми работниками и «старожилами» «Юности» узнали много нового обо всех эпохах Дома культуры. А сейчас рассказываем всё по порядку.

По старой и новой, сокрытой и видимой «Юности»

Нашу экскурсию мы начинаем с самого простого, на первый взгляд, того, что есть в каждом театре, — сцена и закулисье. Идём на сцену нетрадиционным путём: как настоящие артисты или сотрудники театра через служебный ход. Проходим в гримёрку. Оказываемся в просторной полупустой комнате с несколькими старыми гримёрными столами и стульями. У зеркала стоят винтажные туфли. Всё помещение освещает свет из окон. Именно здесь располагаются артисты, выступающие в «Юности»  Когда появляется необходимость вместить до 100 человек, сюда приносят новые стулья. Рядом есть другая, малая гримёрная на 10 человек, ей пользуются организаторы или жюри.

В пространстве за сценой хранятся декорации, но изначально это место было создано не для хранения лавок. Раньше здесь стояли огромные колонки бывшего 3D-кинотеатра, экран которого до сих пор висит на месте и используется на концертах. В другой период это пространство было разделено на комнаты. В одной из них находился редуктор, при прокрутке которого спускался огромный баннер с портретом Ленина. Если зайти в зал, можно увидеть темные окошки в стене, из которых раньше транслировались фильмы. На стенах также видны выступы, на которых раньше располагалось 4 больших балкона: световая рубка осветителя, директорская, в которой сидели важные лица, балкон для зрителей и балкон, ведущий в малый зал. Бывшие сотрудники «Юности» вспоминают, как курсанты военного училища, не покупая билет, подглядывали за представлением из-за штор. Если раньше в большом зале было около 800 посадочных мест, то сейчас — 627. Сиденья в тот период были узкие и деревянные, из-за чего после каждого представления раздавался характерный грохот и гул.

После трёхлетней реконструкции «Юность» открыли в апреле 1987. Тогда на Маёвку, площадкой которой был ДК, приехала неожидаемая никем рок-группа из Забайкалья: ребята с ирокезами, которые играли тяжелую музыку и, ходя по сценам, трясли головами. Студентам Академгородка настолько это понравилось, что они начали вставать на сиденья, отчего первые ряды были всмятку и восстановлению не подлежали.

В осветительской всем управляет один человек — Владимир Николаевич Марцунов, работающий в команде «Юности» дольше всех. Впервые на работу он вышел в 1974 году в качестве электрика, когда должности осветителя ещё не было. Все старые советские афиши, которые можно было увидеть на выставке, бережно собраны им.

Сейчас Владимир Николаевич работает в рубке и управляет всеми световыми эффектами и прожектором следящего света — прибором, выделяющим на сцене конкретного актера. Он приглашает нас на маленький балкон над залом, где находится пульт, с помощью которого красные цвета меняются на синие, появляются «горящий огонь» и движущиеся лучи. Мы хаотично двигаем туда-обратно все переключатели на микшере и не понимаем, что именно делаем — выглядываем на сцену и смотрим, что поменялось. Владимир Николаевич же чувствует себя, как рыба в воде: шустро двигает понятные лишь ему ползунки: «Допустим, нам нужно создать эффект сумерек. Раз — и всё!» Там же опускаются кулисы: Владимир Николаевич делает это вместо механика сцены. 

Догоняя нас после ухода, он протягивает нам небольшую мисочку со словами «Я забыл! У меня тут все старинные вещи. Даже конфеты с червями» и угощает мармеладом.

К слову о дополнительных спецэффектах, которые раньше использовались на сцене. На выставке ко Дню театра посетители могли видеть «горящее пламя», сделанное Владимиром Николаевичем из сушилки для рук, нарезанных ленточек и лампы с фильтром. Эффект стелящегося по сцене дыма создавали таким образом: брали металлическую баночку, в которой кипятили шприцы, наливали в неё глицерин и нагревали. Дым по сцене расходился с характерным запахом. Сейчас существует множество дымовых машин, но на сцене «Юности» всё так же нет возможности их использовать из-за очень чувствительной пожарной сигнализации.

Дальше мы приходим в место, где раньше располагалась киноаппаратная — помещение прямо напротив сцены с отверстиями в стене. В нём устанавливали четыре проектора: одна плёнка не вмещала весь фильм, и пока одна лента сматывалась, сразу запускалась вторая. Сюда же был проведён театральный звонок: после третьего кинооператор понимал, что зал заполнен и включал фильм. Сейчас это пространство используется как штаб техотдела. В будущем сотрудники «Юности» хотят реконструировать это место и превратить его в репетиционную точку для музыкантов или открытую кухню для мастер-классов. 

Что мы сидим ненарядные?

Последнее место, которое мы увидели, — костюмерная, место, где работает Нелли. Женщина лет 40, с тёмно-рыжими волосами до плеч, в тёмно-синей кофте, надетой поверх голубой рубашки. Нелли не смогла нас встретить стоя, недавно порвала связки, поэтому шутливо и слегка игриво сказала:

— Здрасьте, давайте общаться на расстоянии, а то нога заныла — зараза. Вы меня спрашивайте чё-нибудь, что вам интересно, а я расскажу, — она посмотрела своими добрыми глазами и начала рассказ.

— Меня перетащили из города Кемерово сюда, выдернули из филармонии. Я делала исторические костюмы для губернаторского бала. Я говорю, а давайте сделаем необыкновенный бал здесь, в «Юности». Собственно, с этого и началось. Вот они мои тёти Моти, — показывает указательным пальцем левой руки на платья, которые висят на манекенах.

На самом деле тёти совсем не Моти, а шикарно вышитые платья с бусинами, пайетками, тканями разных цветов и текстур.

— Работать я пришла сюда при Хрущёве, знаете кто он такой? Помимо актеров, режиссёров есть ещё те, которые стараются за сценой, но их труд не менее важен — мой труд один из таких. Нас почти никто не знает, мы в тени и составляем большую часть любого театра.

Костюм — одно из средств выразительности, в любом спектакле человек в костюме, даже если вы выйдете на сцену в своей обычной одежде — это считается сценическим костюмом, ваш образ передаёт настроение, характер.  Есть своего рода правила: например, если делаем детскую сказку, то костюмы должны быть яркие, насыщенные, чтобы ребятня глаза сделала, — женщина выпучила свои глаза, пародируя ребёнка. — Если создаем историческую постановку, то неплохо было бы соблюдать эпоху, чтобы не получилось так, что в одном спектакле один герой из готики, а другой из эпохи Чехова. Удивительно, но зритель может этого не понять, не все настолько разбираются в истории. Но специалисты заметят и оценят.

Надев костюм, актёр превращается в другого человека. Любое переодевание даёт возможность стать другим человеком. Вот сейчас вы стоите — обычные, современные студенты, если вы наденете любой костюм, например, платье, головной убор, то даже осанка поменяется.

Вон, волонтёр стоял грустный. Я ему говорю: «Что мы сидим ненарядные? Надень». Он сам выбрал шапку царя Ивана Грозного, а когда фотографировался, то даже бровку приподнял — настоящий царь.

С древних времён люди переодевались  — переодевание даёт возможность хоть на немного стать другим человеком. Другие эмоции появляются у людей, если ты царь, то тебе многое позволительно. Если нарядился в слугу, то будь добр прислуживать. Например, в пышном платье ты уже «ноги не задерешь» или не побежишь за маршруткой, а будешь томно прогуливаться, аккуратно, не спеша. В современном мире шикарные костюмы — неудобно, поэтому мы можем на время приходить, погружаться в новый образ, устраивать вечеринки. Одежда стала минималистичной, — работница с трудом выговорила слово и тут же отшутилась, — вроде бы ногу потянула, а язык заплетается. Мы с помощью костюмов можем окунуться в эпоху Пушкина — ощущения непередаваемые.

Моя работа трудоемкая, молодые люди не хотят кропотливо сидеть и вышивать, а рук нам не хватает. Я всегда вышиваю всё вручную, на машинке получается совсем не то, люблю мелкую моторику, — отшучивается Нелли. — Я даже работаю в отпуске, — показывает платье, собранное из бусин бывших браслета и серёжек, — на платье может уйти и неделя, если у вас есть все материалы под руками. А может и месяц, полгода. У меня много недоделанных нарядов, потому что не хватило каких-то материалов. Любые материалы я взять не могу, мне надо, чтобы всё сочеталось.

У меня было полностью сделано это платье для Хозяйки Медной горы, но мне за ночь пришла мысль, что надо сделать змейку. Вы можете подходить трогать, только копыто мне не своротите.

Нелли держит в руках зеленое платье с вышитой ящеркой из бусин. Ткань платья переливается с зелёного в изумрудный, объёмная ящерка словно бегает по подолу. Все элементы платья сочетаются, а бусины подобраны под один тон и цвет — жёлто-коричневый.

— Я так увлеклась, плотно пришивая бусины, поэтому ящерка такая объёмная. Смотрю, время 8 утра, 9 утра. Так меня зацепило, что я сделала всё за вечер, ночь и утро, но глаза отваливались.

Для меня важно, чтобы каждый сказочный герой был не просто зверем, а чтобы у него немножко был человеческий образ. Поэтому ёжик у меня не просто ёж, а у него брючки, рубашка, он — дедушка. Царевна-лебедь не птица, а молодая девушка с перьями на рукавах.

Вот это как вы думаете кто? Муха-цокотуха, она такая воображуля, а не просто муха. Вот бегемот, например, у него есть шарф, потому что он модный чел. Приходите ко мне, когда я буду бегать, мы как начнём тут всё мерить.

Работа костюмера заключается в том, чтобы из нетрадиционных каких-то материалов создать костюм. Например, костюм Стива из игры «Майнкрафт» сделан из списанных ковриков для йоги. Я собираю всё — никогда не знаешь, что пригодится.

— Я хочу у вас работать, — восклицает кто-то из толпы.

— Приходите, приходите, мне то рук не хватает, у меня эскизов, задумок куча, — с улыбкой отвечает Нелли.

— Как к вам приходят идеи, откуда берете вдохновение? — спрашиваем мы у Нелли.

— Бывает резко придёт в голову. А вообще с идеями всегда сложно. Есть необходимость, например, этот Стив, я бы в жизни не думала, что придётся сделать такой костюм. Это не моя стилистика. Часто достаю всех в театре спрашиваю какой костюм сделать, может идею подкинут.

У меня есть любимые костюмы, потому что я сама их захотела сделать, некоторые мне снились. Вообще про исторические костюмы я смотрю массу реконструкций, фильмов, картин, чтобы понять эпоху. Только для театра не важна точная реконструкция, я могу добавить что-то своё, костюмы должны создавать эффект издалека, они направлены на эмоции зрителей. У театрального костюмера больше фантазии, а креативить я могу как угодно.

Тут Нелли предлагает нам всем примерить её наряды. Ну как мы забыли, что пришли на День театра. И мы — персонажи Гамлета. 

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы