Шанс для «Чик»‎

В начале лета на платформе more.tv вышел российский сериал «Чики»‎ о жизни четырех секс-работниц, которые решили круто изменить свою жизнь. За это время он собрал огромное количество положительных отзывов и рецензий. А еще поднял серьезные социальные проблемы и успел ответить на обвинение (абсурдное) в «пропаганде ЛГБТ и феминизма»‎. Спустя месяц после выхода последней серии объясняем, почему тем, кто ещё не смотрел сериал, всё-таки стоит это сделать. Без спойлеров.

Когда среди многочисленных комедийных, детективно-полицейских и скопированных с западных сериалов в России снимают что-то аутентичное, близкое и понятное, это стоит рассмотреть «поближе»‎. Если к этому добавить интригующий сюжет, прекрасных актеров, искренний современный посыл, музыку, подсолнуховые поля, арбузы, а еще в равных пропорциях смешать комедию и острую социальную драму — можно сразу начинать смотреть сериал «Чики»‎.

С первых сцен становится ясно, что этот сериал не покажут по ТВ. И дело не только в отсутствии словесной цензуры. Сериал зубастый, острый и смешной. Историю о подругах, решивших изменить свою жизнь, учитывая вполне позитивный и солнечный трейлер, легко можно представить в виде комедии положений: неожиданные обстоятельства на таком пути точно будут, юмор уже заявлен. Но не всё так просто. Режиссер Эдуард Оганесян решил сделать из истории оттиск реальности: что-то такое, возможно, сейчас и происходит в одном маленьком российском городе. Так Прохладный — районный центр в Кабардино-Балкарии, в котором снимали сериал, — становится условным городом N в современной России, где у маленького человека есть простая просьба: ему бы «счастьечка, здоровьечка и чтобы хуже не стало»‎. Саундтрек, написанный Иваном Дорном специально для сериала, стал самой яркой иллюстрацией к нему. И вообще плейлист в «Чиках»‎ заслуживает особого внимания.

Материал, из которого сделаны «Чики»‎, делится как бы на два пласта. Первый — это сама история. Она забавная, смелая, местами неуклюжая: из Москвы на красном мини-купере в родной южный город возвращается бывшая секс-работница Жанна (Ирина Горбачева), вместе с ней — сын и мечта начать честный и правильный бизнес — открыть фитнес-клуб, такой, чтобы с солярием и фитокафе. В городе, где «все так, будто и не уезжала никогда»‎, она встречается со старыми подругами: Светой (Ирина Носова), Мариной (Алёна Михайлова) и Людой (Варвара Шмыкова). Сначала они посмеялись над странным по местным меркам проектом «москвички»‎, а потом поняли, что это, возможно, реальный шанс оставить унизительную работу в прошлом и начать вместе с чистого листа. План, по версии Людки, звучит так: «разбогатеть и стать счастливыми»‎. С этого начинается «дорога к правде»‎ четырёх девушек, на которой им неоднократно придется столкнуться с поиском денег, помощников и просто сил справиться с проблемами, а еще с бывшим сутенёром Валерой, который очень недоволен их внезапным уходом, его совершенно жутким племянником Данилой и местными бандитами-бизнесменами, сохраняющими город в консервированном состоянии. 

Контекст истории — палитра вполне узнаваемая всеми, кто когда-либо видел любой маленький российский город. Но конкретно Прохладный как репрезентация интересен тем, что совмещает в себе две составляющих — Россию и Юг России. От России здесь церковь раз в неделю и батюшка в стиле «Молодого папы» Соррентино‎, мужская «диаспора сильных»‎ в бане, где рядом сидят прокурор и бандит, чтобы порешать дела в традициях 90-х, водка, старый ремонт с малоэтажке. От Юга — поля подсолнухов, сладкие арбузы на рынке, танцы и «нацмены»‎. Общая картина российской провинции показана особенно, с теплом, и элементами народной оригинальности, можно даже сказать собственным стилем. Она не вызывает уныния/отвращения, как у Быкова, например, и однообразной злой иронии здесь тоже нет. В большей степени всё, что видит зритель в моменты, когда за героинь не приходится переживать, душевно и узнаваемо. Умение видеть то, чем живут люди в провинции каждый день, красивым, детализированным, цельным образом защищает сериал от карикатурности. Режиссёр трепетно подошел к изображению «российской действительности»‎, и это очень хорошо читается. 

Но вот то, что происходит за рамками этой атмосферы открывает второй пласт, и он уже совсем не солнечный. В нём очень много насилия, унижения и боли, основанных на патриархальной культуре, которая не только не стремится уходить из, казалось бы, современного мира, но и продолжает успешно культивироваться. В такой парадигме прав тот, кто сильнее, а сильным должен быть тот, кто мужчина. Женщина (и проститутка, и послушная жена) чувствует себя как муха на липкой ленте, а воспринимается как кусок мяса на прилавке: ее можно продавать,  покупать, бить, насиловать, унижать, обманывать. Можно, потому что она слабее и должна принадлежать кому-то, потому что этого требует среда. Причем к мужчинам среда оказывается так же жестока: она либо подавляет их, оставляя на стороне «слабых»‎, либо делает их бессердечными заложниками, которые приняли правила игры (особенно страшно наблюдать за тем, каким взрастила эта агрессивная патриархальность казака Данилу). 

На самом деле, очень интересно оказывается посмотреть на проблему «женщина в мужском мире»‎ со стороны героинь, которые чаще других оказываются за бортом принятия, причем не только в патриархальном мышлении, продуктом которого в общем и является проституция, но и со стороны тех феминизированных женщин, для которых секс-работницы как «враги народа»‎. Получается, взгляд проститутки уже изначально «с другой стороны»‎, и кажется, он помогает отбросить термины и условия и проработать «механическое осуждение»‎. В сериале ни разу не звучит слово «феминизм»‎, но он настолько естественно феминистичен и настроен на эмпатию, что и воспринимается отчетливее. И вот уже неожиданно оказывается, что даже проститутка имеет право сказать «нет»‎. 

«Чики»‎ — первый российский сериал с широкой аудиторией, честно и открыто говорящий на темы, которые открывают мировую повестку и часто игнорируются и замалчиваются в России. Это проблема прав женщин и равноправия вообще, проблема домашнего насилия, даже проблема ЛГБТ+, хотя она и не раскрывается полно, скорее она аккуратно вписывается в вопрос о принятии человека, независимо от его идентичности. Ценно то, что это произносится вслух и отнюдь не в контексте шуток. А к тому, что касается профилактики насилия, авторы подошли с особым вниманием. Начиная с пятой серии, заставку сериала сопровождает дисклеймер «“Чики”‎ против насилия»‎, в котором представлен телефон доверия центра «Анна»‎. Так сериал совместно с Консорциумом женских неправительственных организаций стал площадкой для общественной кампании. Представители more.tv сообщили, что только за две недели с появления короткой справки перед началом серий за помощью к центру обратились 500 человек. А это значит, что как минимум 500 человек получили квалифицированную помощь профессионалов и, возможно, чьи-то жизни удалось спасти, именно благодаря сериалу. А если учесть, что за все время его посмотрело несколько миллионов человек?

С точки зрения организации, «Чики»‎ делают ещё одно важное дело для российского кино — показывают нам малоизвестных актеров, за исключением, пожалуй, только Ирины Горбачевой и Виталия Кищенко (даже любимец интернета Антон Лапенко на момент съемок в сериале еще не был так популярен). Как и предполагалось, все они «случайно»‎ оказываются безумно талантливыми, драйвовыми артистами, способными создавать замечательные образы. Как ни крути, а наша индустрия очень сильно жаждет новых ярких лиц. Как можно после этого не приглашать сниматься одного только Сергея Гилёва — просто огромный вопрос. Кстати, для тех, кто будет очарован злодейством Дани в его исполнении, есть очень интересный подкаст о том, как он пришел в актерство после 30, его работе над сериалом и детстве в Ижевске.

Вообще, как оказалось, и режиссер, и исполнители главных ролей выросли в маленьких городах. То, что команда сериала наверняка знает, о каком мире рассказывает их кино, во многом делает работу еще более привлекательной, повышает градус доверия к сериалу в противовес мнению об очередной попытке москвичей снять честную историю о настоящей России. Актриса Ирина Носова, например, переехала из маленького города в Томской области в Новосибирск и знакома многим сибирякам по спектаклям «Первого театра»‎. Она не только исполнила одну из главных ролей — роль Светы, но и вместе с другим новосибирцем, Антоном Коломеецем, участвовала в написании сценария «Чик»‎. Единственная москвичка в основном касте — Варвара Шмыкова, однако ей это совершенно не помешало сыграть роль непосредственной, трогательной и веселой Людки,  которая особенно полюбилась зрителям сериала, судя по бесконечному количеству упоминаний в постах и сторис. Можно смело заверить, что ее безумная харизма очарует с первых минут.

Важно, что сериале не просто собрался замечательный, яркий каст, но и сложился ансамбль образов внутри истории. Создается ощущение, что квартет героинь сливается в единое действующее лицо: несмотря на то, что каждая из девушек прекрасна и органична в своей особенности, а болтают, смеются и выясняют отношения подруги очень эмоционально, — они думают об одном, действуя по-разному. Это делает их дружбу крепче, а самоощущение тверже. Мужские персонажи в этой истории не менее интересны: типажей в сериале целая галерея — от уже упомянутых Валеры-сутенера с племянником и мерзких бандитов до фантастически добрых и заботливых, тихих и безвольных, милых и неуклюжих. И смотрим мы на них отчасти глазами главных героинь: в одном Косте (Стивен Томас Окснер) мы видим одновременно безответственного мямлю глазами Жанны, которую он бросил с сыном одну, и внимательного отца, мужчину, способного исправить свои ошибки, глазами Марины. Отдельного упоминания заслуживают отношения Жанны с сыном, который в её жизни становится самым надежным мужчиной и другом. Дети здесь вообще часто оказываются гораздо взрослее всех взрослых.

«Чики»‎ — это честная история. В ней есть романтика, и ее много, и она разная, и есть даже едва ощутимый утопический флёр вроде загадочного везения, искренних чувств и катания в ковше экскаватора по озеру. Но это все не перекрывает ощущения жестокой реальности, показанной в сериале. И жестокая она даже не потому, что в ней то и дело происходят ужасные вещи, а потому, что не может быть такого, чтобы все просто так взяло и получилось: без проблем, без потерь, без страхов, разочарований и слез. 

Прелесть сериала в том, что он говорит и «А»‎, и «Б»‎, и еще добавляет к сказанному что-то смелое и взбалмошное, такое же, как сами чики. Он постулирует простые истины, которые почему-то все ещё нуждаются в объяснении. Вроде того, что каждый человек важен: он имеет право быть услышанным, любимым и счастливым. Или того, что хороших и плохих людей нет, «все мы варимся в одном котле»‎, но при этом все же выбираем, чего в нас больше — добра или зла. Или того, что человек не может быть один: рядом с ним должны быть люди, на которых он может опереться, кому может доверять, кто простит ему ужасные ошибки — это, согласно истории, прежде всего семья и друзья.

Героиням совсем не сказочного сериала придется пройти настоящие сказочные по своей непреодолимости испытания, чтобы  попытаться получить и царство, и коня: всё-таки и сказки пишутся на основе реальности. Только вот вопрос, как скоро это произойдет и хватит ли им сил этого добиться. И стоит ли вообще лезть из кожи вон, чтобы дойти до цели там, где всё против тебя? В сериале запечатлен душевный порыв, и он склоняет к тому, что оставшись и сражаясь, все же можно победить. И чики тоже получают этот шанс — шанс на счастье и на любовь.

Иллюстрации автора

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы