Не родись агрессивным

Буллинг ― явление, ставшее чуть ли не самым популярным за последнее время. По данным агентства «Михайлов и Партнеры. Аналитика» за 2019 год  52% опрошенных подвергались такому явлению. А это самые высокие цифры с 2010 года. Термин означает физическое или психологическое насилие с целью унизить неприятеля.

В моем детстве это называлось просто травлей. Наиболее угнетаемая категория ― это школьники от 8 до 13 лет. В этом возрасте одни начинают ощущать чувство вседозволенности и власти, а вторые не могут дать отпор. Поэтому и формируется «Ночной и дневной дозор». 

Меня, автора этого текста, зовут Полина, мне 20 лет, и в начальной школе я была Завулоном, то есть выступала на стороне зла, издевалась над своими одноклассниками. Я была и зачинщицей ссор, из-за которых весь класс не разговаривал с девочкой, и просто «массой», которая играла по правилам другого агрессора. Прошло много лет и, честно говоря, эта тема никогда не переставала меня волновать. Лет в 13 мне все еще казалось, что это норма, мол, сами заслужили. В 16 мне казалось, что я монстр, не заслуживающий хорошей жизни после всего этого. Сейчас я наконец-то пришла, как мне кажется, к истине: а виновата-то не я. И не они. В этом мне помогли еще трое парней, которые тоже имеют «темное прошлое». И двое ребят, с кем как раз в началке дружба не задалась. Я пообщалась с ними и сформулировала свое видение ситуации на каждую историю. Давайте по порядку. 

Учился у нас в началке мальчик не из самой благополучной семьи. Вроде безобидный пацан, долговязый такой, лопоухий, с конопушками. Интересно, что из того класса внешне я помню 5-6 человек и его в том числе. Учился он, по закону жанра, ужасно. И я не знаю, откуда это пошло, но мы его презирали. Смеялись, когда он долго не мог назвать правильный ответ. Пародировали его длинные конечности при ходьбе. Его фамилия была именем нарицательным. В негативном контексте, конечно. Но рассказать нужно о другом. У нас была игра: если ***ников [его фамилия] дотронулся до тебя, то ты тоже ***ников, и тебе скорее нужно зачекать другого, чтобы очиститься. Жесть. Знаю. Помню, что он тоже играл в нее с нами и угарал. Блин, добрый пацан ведь.

 ―Привет, думаю, ты помнишь меня. Мы учились вместе в младших классах. Много лет прошло, и ты, наверное, не хочешь вспоминать те времена, но я хочу сказать тебе пару слов. Я помню тебя очень добрым и искренним парнем, а вот мое отношение к тебе было другим. И сейчас хочется извиниться перед тобой. Я никогда не желала тебе зла, не хотела обидеть. Все наши игры тогда казались весёлыми. А вот сейчас как-то не весело. В общем, надеюсь, что сейчас у тебя все хорошо. 

―Полинка, привет! Реально много времени прошло. Да че ты, вообще не парься, ты хорошая. А я даже и не помню, если честно, что ты меня как-то обижала. Ну смеялись и смеялись, по***[наплевать]. 

Повелитель мух, 1963

Готовясь к этому тексту, я прочитала много статей и комментариев, в которых все в один голос кричат о том, что детская агрессия ― это попытка самоутвердиться или же реакция на скандалы в семье. Что, задирая одноклассников, каждый из нас вкладывал злобные мотивы, желание унизить и навредить. Юные дементоры, «чесслово». Нам было 8 лет, половина из нас еще читать-то не умели, какие подтексты, какие мотивы? А что, если «угнетателей» создают «угнетенные»? Но об этом попозже. 

―Ее звали Соня, она жива, слава богу. Она имела специфическую внешность узкий разрез глаз, и еще была двоечницей, за что мы хейтили. «Ой, фу, опять двойка, ну ты и тупая». Мы даже переделали песню We will rock you группы Queen и пели, топали, хлопали: «Соня, Соня, дура». Она могла в школу не ходить из-за этого, родители разборки устраивали, а классной было плевать. У нас будто было соревнование, кто больше ее под*ебет. Тогда я ничего не чувствовал, скорее, только удовлетворение, мол, так тебе и надо, сама заслужила. Я находил, получается, человека слабее и возмещал свои страхи на ней. Сейчас, конечно, стыдно даже вспоминать и тем более об этом говорить. [Тима]

Что-то подобное когда-то устроила и я. Была девчонка в классе, которая лезла к мальчику, который нравился мне. Ревность, все дела. К тому же, ей в жизни все давалось слишком легко: потеряла телефон ― родители новый купили, не выучила уроки ― поплакала и не получила двойку. А я была этаким борцом за справедливость. Хочешь выделяться из нас ― пожалуйста. Как-то раз мы стояли около кабинета, ждали преподавателя. Я подошла к каждому из одноклассников и предупредила о своей подлости. В итоге весь класс сел: на пол, на подоконник, на лавку, а девочка стояла. Ну я и крикнула что-то типа «кто стоит, тот стремный» (точную формулировку не помню). Класс взвыл гиеной. Девочка в слезах убежала. 

―Привет. Я твоя бывшая одноклассница, если помнишь. Думала о школьных временах. Тогда у нас было много разногласий, и сейчас я пишу, чтобы извиниться. Я во многом поступала некрасиво и даже гадко, но я правда не желала тебе зла. Были какие-то детские обиды на ситуации, но проблема была явно не в тебе.

―Привет, да, в детстве мы явно не дружили. Сейчас обид не держу, мне все равно, но тогда я тебя терпеть не могла. Но забей. Удачи) 

Повелитель мух, 1963

Вот мы и дошли до моей любимой части: кто виноват и что делать? Вспомните 3 фильма или сериала про школьных неудачников, которых вечно гнобят, но их золотое сердце помогает им добиться чего-то большого. Думаю, у многих получилось. А теперь вспомните такой фильм про школьную «звезду». Трудно? Культура и общество сами диктуют нам поведение с детства: если ты маленький и слабый, то тебя должны жалеть, тебе должны помогать; если же тебе чуть больше повезло с физическими данными, то ты сразу становишься стервозной блондинкой или футболистом-имбецилом. А потом ущемленные вырастают, пишут сценарии по своей жизни и порождают еще тысячу думающих стереотипами детишек. Получается круговорот жестокости в природе. 

―Мы гнобили одноклассников и за физические данные, и за финансовое состояние. У меня было много стремных историй: снимал другим штаны вместе с трусами при всех, поджигал волосы девочкам, проверял удар в slow mo по однокласснику, как-то раз добела раскалил зажигалку зиппо и оклеймил пацану шею, топил телефон, и еще из школы выгнали, когда сломал нос во время драки. В общем, за все это мне долгое время было очень стыдно. Что-то делал из-за обиды какой-то, но не на человека, а на то, что у него могло быть что-то, чего не было у меня. Еще семья была беднее большинства одноклассников, и, видимо, это работало, как защитный механизм: видел, как издевались над ребятами из-за финансов, не хотел того же. Но считаю, что не стоит себя корить за то, чего бы я сейчас не сделал. Что сделано, то сделано. [Женя] 

«Кушай кашу, Ванюша, а то сдачи дать не сможешь». Агрессия. Ее вкладывают в нас с детства, а потом нас же и называют монстрами. Мы, угнетатели, жертвы жертв. Может быть, вы никогда не задумывались о том, что ребенок, взваливший на себя роль трикстера ― мифического плута, автоматически возвышает своего оппонента. То есть существует девочка, не выделяющаяся «умом и сообразительностью», но стоит ее одноклассникам единожды посмеяться над ее ушами, у девочки появляются привилегии в виде внимания учителей и поблажек в учебе. Очень странно, что в этом сером мире людей четко разделяют на черное и белое. Великомученники ― неподходящее слово, но это первое, что приходит на ум. 

―Это все началось с началки, конечно, там мы буллили всех, кто как-то выделялся. Если ты высокая девочка, к тебе обязательно нужно подбегать, говорить, что ты Гулливер, и доводить тебя до слез, если ты полный мальчик, тебе обязательно нужно говорить об этом каждый день, и когда ты не выдержишь уже этого и попытаешься ударить, тебя бьют. В средней школе, отчетливо помню, у меня был одноклассник, он слушал, знаешь, группа «Ранетки», ходил с их пеналом, носил их значки, тусовался только с девочками, ходил на танцы, пел песни, ну и, смотря на все это, у нас был к нему один вопрос: «ТЫ ЧЕ НЕ КАК ПАЦАН?». И из всего этого вытекающие обзывательства, сама понимаешь какого характера. Думаю, мотивация тут одна была: если ты как-то выделяешься, то тебя надо затравить. Я был как раз зачинщиком всего этого дерьма, и остальные уже как-то подтягивались в эту движуху. Потом, в классе девятом, мне пришло осознание, что человек вправе выглядеть, как хочет. Я даже перед некоторыми ребятами извинялся уже в сознательном возрасте за свое поведение, но они как будто не хотели об этом говорить, типа «да ладно, все нормально», и разговор заканчивался. [Матвей]

Когда я писала этот текст, на секунду появилась мысль: «Боже, Полина, какая ты бездушная». Если о том же подумали и вы, то этот абзац обязателен к прочтению. Насилие и жестокость ― это плохо, это ужасно, это ненормально. Но поняла я это четко и аргументированно перед поступлением в университет. Не в 10 лет, когда ревновала, не в 7, когда мы играли в ***никова. Просто, как обычно и бывает, у всех ситуаций бывает две стороны. И о неудобной для «высокоморального общества» части этой ситуации говорить не принято. Легче выгнать из школы и назвать чудовищем. А зря. Обиды угнетенных решаются, а обиды угнетающих не замечаются. Бомба замедленного действия. Осторожно, 10 лет она не срабатывала, кто знает, как долго еще протянет.

P.S. В 2018 году на Meduza вышел текст, где жертва писала своим обидчикам.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы