Семья по Станиславскому

С конца августа театры открывают новый сезон. Ещё одна новинка осени — фотовыставка Елизаветы Печёркиной «Театр в семье» о театральных парах Новосибирска. Перед тем, как сходить на спектакль, Елизавета предлагает заглянуть в семейное закулисье актеров. В выставке Елизавета представила своё видение «театральных семей», а нам рассказала о том, как пришла идея искать театр в семьях, носят ли актёры маски в домашней обстановке и на какие спектакли можно (и нужно) ходить с детьми. Семейная выставка Елизаветы открыта с 31 августа до конца октября в фойе Дома Актёра.

— Какая главная функция театра на твой взгляд?

Кто-то говорит, что это развлечение или, наоборот, трибуна, с которой доносят светлые мысли. Я думаю, что человек должен прийти в театр и что-то для себя там понять. Не хочется, конечно, загружать уставшего зрителя, поэтому главное в это веселье воткнуть мысль ненавязчиво. 

Как родилась идея фотовыставки о театральных семьях?

— В феврале я работала над другим проектом с темой о насилии над женщинами в семьях. Планировала мультимедийную выставку, но не сложилось. Было много наработанного материала, у людей об этих работах сложилось разное мнение. Думаю, мою идею не смогли до конца прочувствовать.

Для театральной выставки идея пришла спонтанно. Возможно, это связано с тем, что прошлые истории были очень тяжелыми, а здесь наоборот всё о любви и благополучии. Поняла, что хочу принести счастье, чтобы, возвращаясь с выставки, люди улыбались.

Какая мысль лежит в основе выставки? 

— Многофункциональная. Во-первых, мне было интересно узнать, сколько театральных пар в Новосибирске. Во-вторых, я хотела объединить Год театра и День семьи, любви и верности, поэтому открытие выставки планировалось на 8 июля. Но мы немного передвинули выставку, инфоповод пропал и идея эта ушла. Я решила развить мысль дальше. В процессе работы от каждой пары шла ассоциация — определенное слово, например: «сила», «любовь», «нежность». И если всё это объединить, то получается «театральная семья», как я её понимаю. 

Почему именно фото-формат? Насколько через фото удалось раскрыть тему?

— Хотела передать всё одним кадром. Некоторые семьи, мне кажется, полностью не раскрыла. Что-то получилось, что-то нет. Не хватило времени, более тесного знакомства. С некоторыми парами приходилось работать всего по 15 минут из-за плотного графика — за это время просто не успели понять как-то друг друга. 

Это твоя первая выставка? Сколько занял процесс подготовки? 

Да, выставка первая. В марте задумала проект, с апреля начала реализовать. В первых числах августа сфотографировала последнюю пару — в этой семье только родился ребеночек, специально ждали этого момента.

Что из задуманного удалось воплотить и что пришлось изменить в ходе работы? 

— Изначально вообще планировала выставку в онлайне. Обратилась за поддержкой в новосибирское отделение Союз театральных деятелей РФ, Ксения Гусева [руководитель информационного отдела новосибирского отделения СТД РФ — прим.ред] предложила сделать фотовыставку в фойе Дома Актёра. Думаю, это самое подходящее место — некий актерский «центр» города, очень символично провести театральную выставку именно там. Дальше в процессе подготовки отпал инфоповод с праздником семьи, пришлось «на ходу» менять идею.

— Как тебя изменила подготовка выставки

— Я чувствую профессиональный рост. Раньше я могла надеяться на автоматику: нажала на кнопочку и всё. В ходе работы были такие ситуации, что приходилось решать что-то на месте, выкручиваться, например, свет ужасный, нужно как-то подстраиваться, тут никакая автоматика не поможет, только ты сам.

После работы над проектом остались новые знакомства. Можно сказать, что теперь я «вхожа во все театры» (смеется). 

Раскрылся ли театр и герои по-новому?

— Любовь к театру у меня с детства. Раньше я была театральным критиком, с театрами хорошо знакома, в этом плане ничего не изменилось. Интересно было пообщаться с героями, ведь они не играют передо мной, не изображают семью, всё настоящее, как есть. Некоторые герои раскрылись в полной мере. В театре у них есть свои образы, и ты думаешь, что этот человек и в жизни такой. При личном знакомстве он раскрывается с других сторон.

Как опыт театрального критика помог в подготовке спектакля?

Люди думают, что я просто фотограф. Я прихожу и говорю, что я вот там-то работала, то есть я как бы «в теме». Они уже смотрят на меня по-другому, как на своего, доверяют и раскрываются. 

Кто герои выставки?

— В большей степени это артисты. Есть пары, где супруги служат в разных театрах. Есть, например, семья, в которой муж – артист, а жена – заведующий литературной частью. Семьи разных возрастных групп. Больше всего супружеских пар среднего возраста, но есть и те, например, кто всего на пару лет старше меня, т.е. им около 25-26.

Как находили «театральные семьи»? 

— Помогали приятели из театрального мира. Они составляли списки пар, договаривались с ними. Некоторые семьи, которых я фотографировала, предлагали ещё театральных знакомых. Часть пар я лично знала до этого, с остальным познакомилась в процессе.

Почему именно 27 семей? Что их объединяет? 

— Театральных пар намного больше, успели поработать с 27: много времени занимает процесс обработки фотографий, это оказалось самой трудоемкой частью проекта.

Герои выставки настолько разные, единственное, что их объединяет, это театр. Моя идея со словами собирает эти разные пары воедино, получается театральная семья.

— Поделитесь несколькими яркими историями со съемок. 

— История с фотосессии с семьей Ильи Музыко и Клавдии Качусовой. Илья предложил сделать двойную фотографию. Говорит: «Давай сделаем так: сначала мы будем просто стоять, а на втором снимке Клава меня толкает, я падаю». И эту фотографию мы выбрали в итоге для выставки. Она классная. Илья сказал: «Это отражение нашей семьи». 

Ещё одна история четы Кириченко. Вадим – актёр музыкального театра, Любовь там же завлит [заведующая литературной частью — прим.ред] , и у них двое сыновей. Мы пробовали снимать в кафе. Когда Любовь куда-то отлучилась, мальчишки решили сфотографироваться «мужской компанией», без мамы. Я успела сделать один кадр, но он получился не очень удачным. В итоге мы взяли другую фотографию, где мужчины семейства положили руки друг другу на плечи. У меня в голове сразу прозвучало слово «поддержка». Настоящая такая мужская поддержка.

Выставка разовый проект или будет развитие?

— Есть мысли о продолжении. Например, повезти выставку «на гастроли» . Возможно, будет «Театр в семье 2.0» (смеется). Есть идея поехать в другие города  и поснимать семьи оттуда, но для этого нужна финансовая поддержка. Если будет интерес к выставке, то я бы продолжила.

— Театр не самый распространенный вид семейного отдыха, почему важно ходить с детьми на спектакли? 

— Это культурное воспитание. Меня мама с полутора лет начала водить в театр. Мне кажется, что это важно для ребенка, так прививаются этические нормы. Сейчас спектакли для детей меняются, становятся более интересными. Ребенок не просто сидит в кресле и час смотрит на сцену, он вовлечен в процесс с помощью интерактива. Малыш может просто сидеть на подушечке и через цвета, образы получать эмоции. С помощью таких спектаклей нужно знакомить ребенка с театром. 

Как часто ходили семьёй в театр?

Бывало, что каждую неделю. Помню однажды мы пошли на спектакль зимой в -30. Не потому, что билеты бы пропали, просто мама считала, что «надо Лизу сводить в театр».

Какие воспоминания остались о театре из детства?

— Я помню «Золушку» в Глобусе, меня поразили костюмы. Помню большой кувшин из постановки про Али-Бабу. Воспоминания сохранились на визуальном уровне, запомнилась визуальная картинка: совершенно не помню текст, но отчётливо помню спектакли по декорациям. Я визуал и до сих пор обращаю внимание именно на картинку. Наверно, поэтому, я люблю пластические спектакли, где мало слов.

Какой твой любимый детский и взрослый спектакль?

«Вот я. История ёжика, ослика и медвежонка» — просто обалденный спектакль питерского театра «Karlsson Haus». Меня очень зацепило. Я сидела в зале и думала: «Как это круто!». Мне нравятся беби-спектакли Артёма Находкина, его видение. Многие уходят в куклы, сюжет, текст, у него всё построено на образах. На его спектаклях ты сам превращаешься в ребенка. Мне нравятся спектакли, на которых я думаю: «Блин, а как это сделано?». Гусеница из теннисных мячиков, например, или пчела из оранжевого воздушного шара. Ещё удивительно то, что юмор спектаклей понимают и дети, и взрослые. Театр объединяет их, они вместе смотрят и смеются. 

Из взрослых спектаклей любимый, наверное, «Дом Бернарды Альбы» Сергея Землянского в Красном факеле. Мне нравится спектакль Старого дома «Я здесь». После него я ещё долго была под впечатлением. Не из новосибирских мне очень нравится «Полет. Бильчирская история» Сойжин Жамбаловой. В нём бурятская этническая тематика: песни, костюмы, танцы. Часть действий происходит в невысоком бассейне с водой, всё это так захватывает.

К чему стоит стремиться новосибирским театрам к внедрению нового или к сохранению традиций? 
Должно быть что-то от того и что-то от другого. Такая золотая середина. Я вообще за современный театр, но без переборов.

  • Автор: Алина Кравченко

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы