Наука и Исскуство

«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно работать»


Л.Н. Толстой

Мы привыкли разделять вещи на «хорошо\плохо», «свое\чужое» и так далее. Для человека явления разного уровня разделены по не всегда очевидным признакам. Мы принимаем это как должное и не представляем себе, что может быть иначе. Еще со школы нас делят на «гуманитариев» и «технарей», заставляя делать выбор между предметами, которые мы будем изучать и образами жизни, которых будем придерживаться. Нас распределяют в профильные классы, где внимание уделяется конкретным областям знания, а другие – не в почете. И мы думаем, что это правильно.

Человек нуждается в познании, и из этого родились и искусство, и наука. Существует гипотеза, что искусство, как способ познания мира и понимания реальности, возникло раньше науки и включало её в себя. По трудовой теории, искусство берет начало в первобытном обществе как способ решения практических задач. В каменном веке искусство — это первобытные обряды, музыка, танцы, наскальные рисунки и всевозможные украшения для тела и одежды. С развитием письменности начали осмысляться знания об окружающем мире, человеке и обществе, и из этого появились зачатки математики, логики, астрономии и медицины. После наука вообще превратилась в социальный институт и теперь влияет на развитие общества и культуры.

Наука и искусство — разные проявления одной общечеловеческой культуры, неразрывно между собой связанные. Возьмем физику и музыку. Между ними много общего. Например, многие известные ученые занимались музыкой в свободное от науки время.Физическим теориям свойственна гармония и порядок музыкальных произведений. По словам Эйнштейна, в сложных на первый взгляд физических формулах нет ни одного лишнего компонента, как и в произведениях Моцарта не содержится ни одной лишней ноты. Лейбниц сравнивал музыку с упорядоченностью мира: «Ничто так не приятно для чувств, как созвучность в музыке, а для разума — созвучность природы, по отношению к которой первая — лишь малый образец».
А

Владимир Набоков

Мы знаем Владимира Набокова как писателя, литературоведа и переводчика. Набоковский литературный стиль — это сложная техника, анализ эмоционального состояния героев в сочетании с непредсказуемым сюжетом.  Чего стоит «Защита Лужина». Но кто знает, что Владимир Владимирович с раннего детства и на протяжении жизни занимался энтомологией? По словам Набокова, если бы он остался в России, то наверняка стал бы научным сотрудником в исследовательском институте, а никаким не писателем.

В девять лет Набоков попробовал совершить первое научное открытие и даже написал об этом российскому энтомологу Николаю Кузнецову. Но ответ Кузнецова стал разочарованием для исследователя. Тот вид бабочек, о котором писал Набоков, уже давно открыли. Позже оставить след в науке Владимиру Владимировичу все-таки удалось: в 1941 году в Америке он описал неизвестный ранее подвид бабочек.

Бабочки помогли Набокову после вынужденного бегства из России в 1940 году. Статья по энтомологии стала первой зарубежной публикацией писателя. Это было описание бабочек Крыма, за которыми он наблюдал в период первого изгнания. Таким образом, занятие наукой не раз спасало Набокова в ссылках, помогало справиться с тоской по дому и давало возможность заработать на жизнь.

Набоков ценил возможность заниматься энтомологией, писать научные статьи и пополнять свою коллекцию бабочек экземплярами. Писатель открыл более двадцати новых видов, тринадцать из которых до сих пор занимают в систематике отведенные им Набоковым места.

Также занятие наукой помогало Набокову в написании книг. Изучая бабочек, он путешествовал по Америке, что давало ему материал для романов. Например, в «Лолите» встречаются те же мотели, кафе и природные заповедники, которые посещал сам Набоков во время экспедиций.

Любимым видом Набокова были бабочки-голубянки. Их он изучал тщательнее и дольше всего. Писатель разработал классификацию этих бабочек и выяснил, каким образом разные виды связаны друг с другом, и какие названия им нужно давать, чтобы показать связь между ними. Набоков обнаружил, что голубянки, как вид, разнообразнее, чем считалось ранее. В 1945 году он написал научную работу, в который подробно описывал новую классификацию бабочек и идеи о том, что голубянки попали в Америку из Азии через Берингов пролив. Причем эта колонизация проходила не в один, а в пять этапов. Тогда в эту теорию Набокова никто не поверил. Но в девяностых годах двадцатого века ученым удалось подтвердить идеи писателя. Энтомологи признали, что Набоков совершил вклад в науку.

Владимир Набоков олицетворяет собой идею того, что человек способен сделать многое в разных областях. Он — гениальный писатель и талантливый ученый. Путем развития в себе навыков из разных областей, писатель смог добиться результата. Набоков интересовался многими вещами, которые нисколько не мешали друг другу, а наоборот — позволяли формироваться и развиваться талантам.

Проводить параллели между искусством и наукой можно бесконечно, так же как и говорить о их влиянии друг на друга. Наука развивает способности находить и упорядочивать информацию, отличать истинные факты от ложных, структурировать знания. Искусство же помогает тренировать образное мышление, смотреть на одни и те же вещи под разными углами, способствует повышению гибкости ума и интуиции. Все это важно для современного человека.

Можно назвать еще много людей, которые понимали связь искусства и науки. Начиная от Бориса Виана, заканчивая Клаусом Шульце. Эпоха уже заканчивающегося постмодерна демонстрирует синтез науки и искусства: фотография, кино, демосцена. Благодаря синтезу математики и музыки появилась, например, микротональная музыка. Одно без другого немыслимо, так же как и немыслим человек без синтеза этих двух понятий. Чем дальше человечество стремится вперед, тем сильнее ощущается связь между наукой и искусством.

Сейчас

Сейчас набирает популярность «Сайнс-Арт», жанр современного искусства, основанный на стыке художественного и технологического. «Научным искусством» занимаются люди, сочетающие в себе два подхода: научный и художественный, с соответствующими компетенциями и способностью к образному мышлению и творческой реализации идей.

Мы все ближе движемся к пониманию неразрывной связи между научным и художественным. Возможно, мы свидетели возвращения «к истокам», ведь в античности и эпохе Возрождения понятие «универсальная личность» было нормальным явлением. Признаком образованности человека было то, что он мог в равной степени разбираться в политике, литературе, живописи, астрономии, медицине, философии и математике.

  • Иллюстрация: Дарья Гиркина

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы