Смертельно интересно / Memento mori

Об этом не говорят, не опуская низко взгляд и не понижая голос. Об этом не говорят без страха и печали. Чаще всего об этом вообще не говорят. 

Смерть — табу для множества менталитетов, включая наш, но, к сожалению или к счастью, исход у всех один.

Memento mori (помни о смерти) — гласит знаменитая латинская фраза, однако всё чаще и чаще люди забывают о конечности жизни и тратят её попусту. Этим мы и отличаемся от наших предков, которые, несмотря на самый главный из человеческих страхов, готовились к уходу из жизни заранее. 

Траурные одежды, различные виды гробов и катафалков, влияние религии на отношение к смерти — представители разных культур относились к уходу из жизни по-своему, а как именно, можно узнать, посетив единственный в России и один из крупнейших в мире музей мировой погребальной культуры.

Сам музей, расположенный на территории новосибирского крематория и представляющий собой три обособленных здания, в народе получил название Музея Смерти. Долгое время Сергей Якушин — директор крематория, собирал все, что связано с похоронной тематикой, а в 1992 году решил создать уникальный музей для выставления своей частной коллекции. 

Пугаться названия и тематики не стоит, уверяю вас, у работников музея совершенно нет цели пугать вас, и скептицизм тут неуместен. Туда нужно идти не за леденящими кровь ощущениями, а за уникальным опытом и знаниями, которые вам передадут экскурсоводы, потому что жизнь и смерть всегда идут нога в ногу.

Моим Вергилием, показавшим не только инсталляцию музея, но и рассказавшим уникальные истории экспонатов, стала Инна Исаева — экскурсовод музея мировой погребальной культуры. Конечно, прогулка между стендами не имела ничего общего со спуском в ад, а вместо девяти кругов ада в музее только три корпуса, но к концу экскурсии мы всё же пришли к вопросу о жизни вечной. 

И, наверное, это главная причина почему туда нужно сходить обязательно — переосмысление всей вашей жизни и долгожданное снятие цензуры с темы смерти.

Начинается всё с зала Викторианской эпохи и с непосредственно встречающей на входе в зал королевы Виктории, запустившей траурную моду. Известный факт, что именно эта королева носила траур по своему умершему мужу сорок лет, но далеко не все знают, что люди в XIX веке после смерти своих родных носили траур чуть больше двух лет, и он делился на три этапа. 

Конечно, когда мы говорим о трауре, то сразу вспоминаем чёрные одежды и вуаль. Действительно, это так, но культура траура на самом деле намного больше, нежели просто цвет. Музей Смерти не только собрал уникальную коллекцию траурных нарядов, но и большое количество украшений, в основном кольца. Дело в том, что мужчины, чувствующие приближение смерти, заказывали несколько колец, которые рассылались людям в качестве приглашения на похороны. Но самые удивительные украшения, конечно, постижерные. 

Сами по себе постижерные украшения — это украшения из человеческих волос, а в Музее Смерти представлены удивительные цветы, ожерелья и браслеты, собранные близкими из срезанных локонов умерших людей. Немного пугает? Возможно. Восхищает? Да.

Люди всегда изо всех сил пытались сохранить и почтить память об ушедших, и сейчас это можно сделать самыми удивительными способами. 

Все знают, что человека можно предать земле, похоронив его, а можно — огню, проведя кремацию. Однако после кремации есть ещё несколько развитий события. Знали ли вы, что из праха человека можно создать бриллиант? А то, что его прах можно рассеять в космосе над любой точкой планеты? А как вам идея биокремации? Думаю, это намного оригинальнее обычного хранения праха дома. Хотя и это можно сделать оригинально. В коллекции музея очень удивляет черно-оранжевый ящик Jagermeister, в котором бывший бармен пожелал хранить свой прах. 

Также в этом зале можно узнать ещё о некоторых необычных фактах похоронной тематики. Например, два наиболее интересных экспоната располагаются почти у выхода. Это два гроба, но у каждого есть свой секрет.

Нередко в интернете можно прочитать о колокольчиках на французских кладбищах. Дело в том, что в давние времена врачи были не столь опытные и путали смерть с летаргическим сном. Вспомните все о Николае Васильевиче Гоголе и Эдгаре Аллане По. Поэтому, чтобы избежать захоронения живых людей, в гроб протягивали трубочку с верёвочкой, которую привязывали с одной стороны к руке покойного, а с другой к колокольчику. Когда человек просыпался в гробу, поднимался звон, и сторож шел раскапывать могилу. Однако реальных случаев захоронения живых людей зафиксировано не было, а звон колокольчиков был связан с мышечным спазмом.

Второй же гроб уникален тем, что он многоразовый. В Австрии люди считали похороны праздником, и на них тратилось много денег, что не понравилось новому королю. Поскупившись на дорогие гробы, он приказал всем хоронить своих родных при помощи многоразового, в котором откидывалось дно. Гроб опускали в могилу, и дверцы раскрывались, скидывая тело вглубь.

Пожалуй, об этом зале можно говорить бесконечно много, описывая набалдашники в виде черепов на тростях, струящиеся бисером платья и медальоны для хранения праха, но поверьте, это лучше увидеть своими глазами. Вы будете в восторге.

А вот во втором зале мурашки ужаса всё же могут пробежать по спине, но уже к середине экскурсии, а в начале вы пройдете через коридор, смутно напоминающий голливудскую аллею славы. Только вместо звезд — надгробия со знакомыми всем символами смерти, например, с уроборосом (змея, кусающая себя за хвост). 

После коридора, как ни странно, вы наткнетесь на удивительную инсталляцию, посвященную Великой Отечественной войне. Вокруг неё можно ходить часами, рассматривая расположение фигурок и залпы орудий, вчитываясь в похоронки и изучая, чем отношение немецких солдат к смерти отличалось от нашего. 

Многие спросят: «Какое отношение к смерти имеет война?», но подумав немного обязательно поймут — самое прямое. Поэтому, безусловно, в музее представлены экспонаты исторической направленности, которые так или иначе связаны с кончиной человека. Так что удивляться копии Ленина всё же не стоит. 

Конечно же, экспозиция не состоит только из погребальной истории нашей родной культуры, но и из множества других. Пожалуй, одна из самых ярких — катакомбы капуцинов. Большая комната с подвешенными в различных, словно карнавальных, костюмах скелетов напоминает полюбившийся многим мультфильм «Тайна Коко». Капуцины — это монашеский орден, который основал в Палермо (Сицилия) собственный храм. Хоронили своих умерших они прямо под полом храма, но из-за недовольных запахом прихожан им пришлось искать новое место. Так и появились знаменитые катакомбы, в котором захоронены более 8000 жителей. Что интересно, из-за особого состояния воздуха тела практически не разлагались, а незамысловатое кладбище стало одной из самых значительных выставок мумий. 

Конечно, по сравнению с капуцинами все остальные культуры захоронений выглядят даже немного блекло, только пожалуй Индия с его городом мертвых и Древний Египет с мумифицированием поражают до глубины души.  Лично мне было интересно рассматривать инсталляции с пограбельными кострами в Варанаси (город мертвых в Индии) и египетские канопы. Узнать об этом подробнее можно все в том же корпусе, где каждой культуре посвящен отдельный отсек, в одном из них даже хранится гроб, в котором перевозили тело Каца, но в каком именно, узнаете сами.

Тот самый ужасающий отсек таится в дальнем левом углу помещения — это уже наши реалии. Большой стенд, где лежит «спящая красавица», как её называют работники музея, показывает все стадии разложения тела. Впечатлительным не советую, а вот любопытным очень даже. А рядом стенд с косметикой, конечно же, для мертвых. Тут вам расскажут о том, как тела готовят к прощанию и приводят в презентабельный вид, как их обрабатывают, чтобы не нанести вред уже живым. 

Тут же можно посмотреть (трогать, увы, нельзя) на посмертные маски знаменитых людей, среди которых Пушкин, Есенин, Маяковский, Гоголь и Достоевский. Нет, там не только литераторы, там еще и музыканты, и даже Ленин.

Не только посредством масок пытались сохранить память о людях, но и при помощи фотографий. Уверена, что, увидев этот стенд, вы не поймете подвоха. А дело в том, что на фото запечатлены люди мертвые. Вместе с живыми. Гадайте теперь, кто стоит сам, а кого держит специальная подставка.

Этот зал также можно рассматривать бесконечно, но история катафалков из третьего не менее интересная. Транспорт постоянно совершенствуется, и похоронный не исключение. Машина, перевозящая гроб, раньше была просто телегой, а в особенно маленьких странах, например в Дании, и вовсе велосипедом с прицепом. В коллекции музея все экспонаты на ходу, так одна из великолепных карет была задействована во время похорон бывшего директора новосибирского зоопарка Ростислава Александровича Шило. 

Тут же можно увидеть похоронный байк и в какой-то степени забавные гробы в виде рыбы и сумки для гольфа. 

Коллекция музея постоянно пополняется, и еще множество экспонатов лежат в запасниках и ждут своего часа. Каждый желающий, у кого есть интересная находка, может подарить или продать ее. 

Экспонатов в музее очень много, поэтому экспозиция постоянно меняется, часто предметы из коллекции Музея Смерти участвуют в выездных выставках и мероприятиях. 

Но, конечно, как и многие другие, музей мировой погребальной культуры готовится к знаменитой «Ночи музеев» и надеется, что ваш выбор падёт на него. Ведь там так смертельно интересно!

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы