Продлить лето

Оно всегда пролетает слишком быстро. Не успел оглянуться, отпуск — всё, каникулы тоже, а ты даже и не побывал нигде из-за пандемии. Скоро на работу, на учебу, можно начинать прощаться. Стоп, стоп, стоп! Для тех, кто уже паникует перед неизбежным сентябрем, мы сделали подборку фильмов и сериалов, способных продлить лето. Если не в календаре, то на душе уж точно. Здесь на любой летний вкус: от старого-доброго до новинок этого года.

«Королевство полной луны» / Moonrise Kingdom, 2012.

Почувствовать себя беззаботным

Режиссер: Уэс Андерсон.

В главных ролях: Джаред Гилман, Кара Хэйуорд, Эдвард Нортон, Фрэнсис Макдорманд.

Фильмы Уэса Андерсона, наверное, лучший выбор, когда просто необходимо увидеть мир под другим углом. Примерно с роста ребенка младшего подросткового возраста. Двое влюбленных — Сэм, мальчик с тяжелым характером, и Сьюзи, девочка с психологическими проблемами, — понимают, что им не место в мире равнодушных взрослых, и сбегают в свой собственный мир. Только вот равнодушные взрослые вдруг вспоминают о них и пытаются разлучить. Детская искренность и серьезность против разучившихся мечтать и любить.

«Королевство полной луны» — сентиментальное приключение с побегами, печальным юмором и элементами роуд-муви. Все это на фоне ярких летних пейзажей, детально эстетичных планов и свободы быть самим собой. Фильм настолько хорош, что в нем можно найти как отсылки к Джармушу, так и просто наслаждаться, не играя в критика.

«Римские каникулы» / Roman Holiday, 1953.

Режиссер: Уильям Уайлер.

В главных ролях: Одри Хепберн, Грегори Пек, Эдди Альберт.

В главной роли — принцесса-бунтарка. Место действия — Рим. План — сбежать в настоящий мир, забыв о дворцовых проблемах, сделать модную стрижку, влюбиться, вспоминать эти моменты с нежностью и теплом. Фильм — сказочная романтика нескольких летних дней в вечном городе. Здесь все просто: смотреть и наслаждаться.

«Мектуб, моя любовь» / Mektoub, My Love: Canto Uno, 2017.

Режиссер: Абделлатиф Кешиш.

В главных ролях: Шаин Бумедин, Офели Бо, Салим Кешьюш.

Трехчасовой «гимн молодости» по мнению Антона Долина. Дурачества под палящим солнцем, старые друзья, поиск вдохновения для будущих фильмов, отвязные вечеринки — все это ждет Амина, приехавшего на каникулы в родной город на юге Франции. В фильме нет захватывающего сюжета или психологических перипетий, все роли исполняют неизвестные актеры, а режиссер решил просто напитать зрителей «состоянием лета». Мектуб — как старая кассета, на которой остались лучшие моменты беззаботного времени. Просто счастье, влюбленность, всевозможные удовольствия и море. Смотреть и наслаждаться, не особенно задумываясь.

Для атмосферы — Вуди Аллен

«Вики Кристина Барселона» /  Vicky Cristina Barcelona, 2007.

Режиссер: Вуди Аллен.

В главных ролях: Скарлетт Йоханссон, Ребекка Холл, Хавьер Бардем, Пенелопа Крус.

В этом фильме Вуди Аллен, как гениальный маньяк, собирает изящную солянку характеров, приправляет это все духом Барселоны и настоящими испанскими страстями, а потом… уходит, оставляя сюжет бурлить самому, выплескиваясь за край. Две абсолютно анекдотически разные подруги, вкрадчивый обольститель и его истеричная бывшая жена — страстное веселье превращает любовный треугольник в квадрат, а потом все окончательно запутывается. Фантастический дуэт Бардем–Крус и заслуженный «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. Искрящееся развлечение под атмосферное «O, Barcelona!».

«Полночь в Париже» / Midnight in Paris, 2011.

Режиссер: Вуди Аллен.

В главных ролях: Оуэн Уилсон, Марион Котийяр, Рэйчел Макадамс, Эдриен Броуди.

Музыка Парижа, виды Парижа, ощущение Парижа — Париж на завтрак, обед и ужин. В таком состоянии оказывается мечтательный писатель Гил, приехавший в столицу Франции знакомиться с родителями невесты. Устав от интеллигентских встреч, он в одиночестве забредает в незнакомый переулок и оказывается в 1920-х. Теперь каждую ночь он проводит в компании Гертруды Стайн, Хемингуэя, Дали, Фрэнсиса и Зельды Фицджеральд. Полночь в Париже исполняет его мечту, а еще он влюбляется: то ли в загадочную спутницу, то ли в сам город в огнях 20-х.

Парижское волшебство подарит ему шанс не только познакомиться с легендарными людьми и разобраться с творческим кризисом, но и переосмыслить свою реальную жизнь, в которой герой, сам этого не заметив, запутался.

Когда музыка — это любовь

«Меломанка» / High Fidelity, 2020 (мини-сериал).

Режиссер: Джеффри Рейнер, Наташа Лионн, Эндрю Деянг, Чок Нассор.

В главных ролях: Зои Кравиц, Дэвид Х. Холмс, Давайн Джой Рэндольф, Джейк Лэси.

Продолжительность: 10 серий по 25 минут.

«Меломанка» — это искренне простой ромком, который не теряет обаятельности от своей простоты. Владелица магазина пластинок Роб переживает кризис после тяжелого расставания, тусуется с друзьями и фанатично подбирает песни для плейлиста. В один прекрасный момент она понимает, что увязла в прошлом и решает исправить ситуацию, проработав все ошибки предыдущих отношений. Выходит смешно, неловко и грустно.

Отдельного внимания заслуживают второстепенные герои: неуверенный в себе и преданный Саймон, дерзкая мечтательница Шериз и неуклюже заботливый Клайд — все они прекрасны в своих характерах и переживаниях и идеально вписываются в суженный уютный мир главной героини, где каждому человеку у нее найдется песня-прототип. На бруклинской территории Роб — только винил, только настоящая музыка.

Сериал — сильный аргумент для скептиков в отношении способностей Зои Кравиц. А перед просмотром лучше сразу держать рядом Shazam или искать готовые плейлисты к сериям. 

«Чико и Рита» / Chico & Rita, 2010.

Режиссер: Тоно Эррандо, Хавьер Марискаль, Фернандо Труэба.

В главных ролях: Лимара Менесес, Эман Ксор Онья.

Чико и Рита должны были встретиться: обязательно на Кубе в конце 40-х и обязательно под звуки джаза. Одаренные пианист и певица, они органически вплетены в хаотичный и страстный кубинский город и просто не могут не быть вместе. Но и в этом цветастом мире мультфильма все не так просто. Рядом с талантом всегда найдется делец, рядом со страстью — ревность. Судьбы героев кружатся, словно юбка кубинской танцовщицы под лучшие джазовые мелодии Коула Портера, Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Эта история могла бы стать прообразом «Ла-ла-лэнда», если бы не одно но.

Неискушенная анимация не помешала «Чико и Рите» номинироваться на «Оскар». Возможно потому, что скетчевый стиль придает особенное очарование ярким краскам Гаваны и печальную блеклость «холодному» Нью-Йорку. Это трогательный мультфильм о любви, преодолевающей любые преграды. 

О любви под итальянским солнцем

«Зови меня своим именем» / Call Me By Your Name, 2017.

Режиссер: Лука Гуаданьино.

В главных ролях: Тимоти Шаламе, Арми Хаммер, Эстер Гаррель, Майкл Сталберг.

Облюбованный Каннами фильм о печальной первой любви сразу занял свое достойное место в современной истории кино. Лука Гуаданьино смог вытянуть изящную чувственную нить из романа литературоведа Андре Асимана и превратить ее в трогательный фильм.

История любви Элио и Оливера под палящим итальянским солнцем пробуждает самые теплые и нежные чувства. Лето в фильме — синоним любви. Оно в бронзовом отливе кожи, зеленых деревьях и ночной духоте.

Персики и шорты Арми Хаммера стали (не побоюсь этого слова) культовыми символами фильма, а танцы под песню Love My Way обзавелись собственным мемом. Если вы долго откладывали просмотр этого по-настоящему летнего кино, самое время это исправить. Если намеренно пропустили — очень зря.

«Уловка-22» / Catch-22, 2019 (мини-сериал).

Режиссер: Джордж Клуни, Грант Хеслов, Эллен Курас.

В главных ролях: Кристофер Эббот, Кайл Чендлер, Дэниел Дэвид Стюарт, Хью Лори.

Продолжительность: 6 серий по 45 минут.

Если вдруг возникает вопрос, почему сериал, снятый по антивоенной сатирической книге, вдруг о любви, то он именно о любви. О любви к жизни, которую очень явно осознает летчик Йоссариан, вынужденный каждый день готовиться быть убитым. И итальянское солнце здесь тоже очень яркое.

1944 год. Бомбардировочный полк ВВС США, в котором служит главный герой, расквартирован на острове в Италии. Такое положение дел в общем-то можно назвать райским, в отличие от мясорубки на Тихом океане: фрукты, пляжи, увольнительные в Рим. Только средиземноморский пейзаж все равно то и дело обагряется кровью молодых ребят. Йоссариан хочет жить и делает все, чтобы не вылететь на следующее задание. Против него — «уловка-22», постоянное повышение нормы вылетов и сама смерть.

Это одна из лучших, если не лучшая экранизация книги. В сериале почти точно сохранены искрометные диалоги и безобразно комичные ситуации из романа, которые незаметно, шаг за шагом, превратятся в ужасающий гром сбитого самолета. Йоссариан вернется на землю, но уже не таким, как прежде.

Окунуться в приключения

«В джазе только девушки» / Some Like It Hot, 1959.

Режиссер: Билли Уайлдер.

В главных ролях: Тони Кёртис, Джек Леммон, Мэрилин Монро, Джордж Рафт.

Вечная классика как отличный способ провести летний вечер, наблюдая за приключениями двух незадачливых музыкантов. Джо и Джерри придется спасаться от гангстеров в жаркой Флориде в образе Джозефины и Дафны — девушек из джазового оркестра.

Возможно, некоторые моменты в фильме устарели и вызывают или недопонимание, или снисходительную улыбку. Но, да, это все еще очень смешной, свободный и яркий фильм. Да, его стоит пересмотреть (лучше в оригинале с субтитрами). И, да, последняя сцена все еще заслуживает всех «Оскаров» в мире.

«Неортодоксальная» / Unorthodox, 2020 (мини-сериал).

Режиссер: Мария Шрейдер.

В главных ролях: Шира Хаас, Амит Рахав, Алекс Рид, Аарон Альтарас.

Продолжительность: 4 серии по 45 минут.

Эстер 19, и она пытается быть заботливой женой, достойной невесткой и примерной внучкой в ультраортодоксальной еврейской общине в Нью-Йорке. Там звучит только идиш, неотступно соблюдаются тысячелетние традиции и ограничены все контакты с внешним миром. За год семейной жизни она сталкивается с холодностью и пренебрежением: родная община начинает казаться душной — она недовольна «особенностями» девушки. Эстер любит музыку, хотя ей это запрещено. А еще ее мама сбежала в Берлин, чтобы начать новую жизнь. Вскоре Эстер тоже будет скрываться от погони в Берлине, пытаясь принять собственную неортодоксальность. Залитый солнцем летний Берлин становится в сериале местом перерождения, принятия и свободы.

Немецко-американский проект, снятый по нашумевшей автобиографии Деборы Фельдман, оставляет отпечаток неприязни к закрытым обществам типа общины Эстер. Но привязывать это чувство непосредственно к ортодоксальным еврейским коллективам все же не стоит. Главный посыл фильма — в праве человека меняться и менять свою реальность по своему желанию. Этого закрытое общество часто не допускает. Правильно ли отказываться от веры — каждый решает сам. Но право отказаться, оставшись в «летнем Берлине», есть у всех.

Арт-док лето

«1968.Digital», 2018 (инста-сериал).

Режиссер: Михаил Зыгарь.

Продолжительность: 40 независимых друг от друга серий по 10 минут.

С какой вероятностью академик Сахаров получит личное сообщение от Брежнева во «ВКонтакте»? Каждая серия проекта «1968» — реальная история из 1968 года, где главными героями становятся музыканты, актеры, политики, правозащитники, лидеры революций и студенческих протестов. Идея проекта — показать, как произошедшее в далеком 1968-ом повлияло на мир, который уже не вернулся к прежним значениям, и какие параллели с легендарной эпохой мы проводим сегодня. От всевозможных манифестов до революций — феминистских, сексуальных, студенческих, коммунистических: реальность переворачивается с ног на голову и разрушает барьеры. 1968 год — это о свободе, а где свобода, там и лето! Зритель наблюдает за происходящим в привычном ему формате — через экран телефона, так, как будто этим телефоном со всеми приложениями пользуется герой, только из 1968 года. Динамичное повествование, необычный формат (он стал первым среди российских инста-сериалов), действительно захватывающие «истории из истории» — то, зачем стоит посмотреть эту работу. А от того, что проект придуман и реализован талантливыми журналистами, он выигрывает вдвойне.

«Вудсток: три дня, изменившие поколение» / Woodstock, 2019.

Режиссер: Барак Гудман, Джеймила Эфрон.

Знаменитый фестиваль «Вудсток» стал закономерным продолжением духовной революции, начавшейся в 1968-ом. В фильме собрана документальная хроника самого грандиозного рок-манифеста любви и свободы. 

В фильме рассказывается о том, как создавался фестиваль: от идеи до последних минут. О том, как серьезный open-air оказался бесплатным (очень вызывающе). О том, как с одной сцены для пятисоттысячной толпы выступали Дженис Джоплин, Джимми Хендрикс и Джо Кокер.

Эта работа отнюдь не фанатское сумасшествие. Режиссеры объективно круто потрудились над фильмом, где скрупулезно восстановили события тех трех дней, объяснив, почему именно «Вудсток» — событие, «изменившее поколение».


Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы