Интервью с Алексеем Кунициным. Часть 3

26 мая прошёл восьмой новосибирский велопробег, но впервые его маршрут проходил не по двум берегам и был сокращён до 7 км: вмешалось новое руководство областного ГИБДД. Мы поговорили с организатором велопробега и руководителем «Привет, велосипед!» Алексеем Кунициным о сложившейся ситуации, важности велоинфраструктуры и проектах по её продвижению, работе мэрии и транспортной реформе.

Часть 1. О проектах «Привет, велосипед!», программе «Vision zero» и изменении менталитета горожан
Часть 2. О велопробегах и сокращении маршрута

— Как выстраивается работа с мэрией по инфраструктурной повестке?

В мэрии работает очень много бывших ГАИшников, которые не являются транспортными экспертами. Но есть такой специалист: заместитель начальника управления пассажирских перевозок Михаил Юрьевич Никулин. Он эксперт, самый большой в мэрии эксперт по транспорту, курирует реализацию «Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры» в мэрии. С ним мы постоянно общаемся, потому что он не из чиновников: год только работает, до этого был доцентом кафедры электротранспорта НГТУ, действующий преподаватель. Открытый мужик такой — вот этих шор, «вась-вась» с кем-то, когда друг другу все должны: договорённости, обязательства финансовые у него нет. Он не оттуда, не ретроград: постоянно ездит на курсы Европы по транспорту. И вот с ним мы нормально работаем. Но в иерархии департамента он только четвёртое-пятое звено формально, неформально — второе-третье, потому что он всё-таки эксперт, и непосредственно Данияр Сафиуллин (заместитель мэра по городскому хозяйству) к нему прислушивается.

Такая штука происходит… Есть муниципальное унитарное предприятие «УЗСПТС», директор Александр Мысик, которое проектирует всё для города: все заборы, уродские огромные знаки-мачты, всё самое плохое, что сделано по БКД (федеральная программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги», прим. редакции) — это он делает. Его организация — самые большие вредители в транспорте Новосибирска. Данияр Эльгизарович [Сафиуллин] говорит: «Давайте, Александр, спроектируем в рамках программы БКД велодорожки там-то и там-то». Мысик такой: «Да-да-да», и не делает потом ничего. Полный разброд и шатания, саботаж: они какие-то вещи делают, но потом…

Нет общей позиции, понимания того, как город развивается. И это, я считаю, вообще проблема Анатолия Евгеньевича [Локтя]: он не задал тренд, не сказал: «Мы видим город таким», не набрал людей под эту идею. Это же так работает: любой лидер должен набрать в свою команду людей, которые будут реализовывать его видение. Возможно, он будет его корректировать при взаимодействии с командой, но хороший руководитель нанимает людей, которые умнее его в своей отрасли: очевидно, что зам. по городскому хозяйству должен гораздо больше мэра разбираться в городском хозяйстве. Водитель трамвая понимает в трамвае гораздо больше, чем эксперт по транспорту. Так и должно быть. А у нас так не сложилось. Видения нет: я и другие люди должны постоянно пинать их. Ключевой вопрос — это команда.

— То есть никакого проекта транспортной реформы у них нет?

— Транспортная реформа должна быть, просто потому что есть 220 федеральный закон, который обязывает город перейти на новую систему работы пассажирского общественного транспорта. Это не какая-то «хотелка урбанистов», это федеральный закон. Срок его реализации — 2021 год.

Сейчас перевозчик получает деньги с пассажира: ты даёшь ему 22 рубля наличкой, они дают тебе липовый билет, деньги идут в чёрную кассу, почти всё идёт в чёрную кассу. Почему транспорт ещё не реформируется: это огромная коррупция, сотни миллионов.

По-новому система должна работать так: все оплаты идут в одно муниципальное учреждение, а уже оно платит перевозчику. Но не за количество пассажиров, а за выход в рейс.

Допустим, у маршрута должны быть рейсы с 6 до 23. Но вот я живу на 4-м микрорайоне, там в полдесятого ночи ходит только 39 маршрут. Ты можешь жаловаться-жаловаться-жаловаться, но не победишь систему. Там, где десятки миллионов, твоё обращение вообще не играет роль: зачем перевозчику выходить в рейс, когда он перевезёт 30 человек, заработает 600 рублей, а бензина сгорит на 1000? Конечно, они, не выходят, кроме тех маршрутов, которые рентабельны. Муниципальные троллейбусы и трамваи ходят — они обязаны. Я выше говорю о коммерческих перевозчиках.

Если платим за выход в рейс — перевозчику выгодно выйти во все рейсы, потому что иначе он получит меньше денег. Исчезают простой и гонки автобусов между собой, гонки за число перевезённых пассажиров. Это должно перевернуть всю систему.

С 1 июля становятся обязательными онлайн-кассы, это касается не только транспорта — всей сферы услуг. Это позволит вывести из тени огромное количество денег.

— Мэрия идёт на то, чтобы эту реформу проводить?

— Они обязаны. Постепенно делают: кассы в муниципальный транспорт ввели. Я не знаю, насколько они реально хотят это делать. Этот срок Локтя ничего практически не делали: 2021 год не скоро.

Любые изменения, которые могут произойти в Новосибирске, не только касаемо велосипеда, возможны только при изменении общего подхода. У нас в городе не сложилось единой административной команды с единым видением, которая могла бы сделать наш город безопаснее и удобнее. Нынешняя команда по большей части не справилась с вопросами развития города, кроме, разве что, департамента культуры, спорта и молодёжной политики Анны Васильевны [Терешковой] и отдельных порывов в департаменте транспорта.

Я надеюсь, что у нас произойдут политические изменения, они повлекут какие-то изменения в руководстве города. Я хочу, чтобы люди чаще задавали вопросы своим депутатам, властям: почему у нас так, почему ничего не меняется. Хорошие, умные, активные горожане должны идти в политику, во власть. Пока у нас в Совете депутатов сидят застройщики, лоббисты от бизнеса, ничего меняться не будет.

Объективно, да, мы не хотели быть политиками. Но все изменения — в области политики. И ментальные изменения нужны, потому что запрос от горожан должен быть. Но запрос уже есть, насколько его готовы слышать? Очевидно, что все горожане не довольны общественным транспортом, но изменений же почти нет. Наверное, горожане мало требуют и требуют не так. Мы нанимаем этих чиновников, платим зарплаты. И они работают по системе пинка.

Если придёт мэр, у которого будет единое представление и команда, будет программа, та же «Vision zero», хотя не все вещи можно реализовать из «Vision zero» в Новосибирске, потому что многие вещи регулируются федеральным законодательством, тогда и будут какие-то изменения. Как бы не звучало грустно для нас, велопробеги не работают так. Оказалось, что они не работают. То есть вовлечение большего числа пользователей не работает без политической воли, без давления на политиков.

В прошлом году висели баннеры, в том числе с вашим именем и портретом, в поддержку «Стратегии 2030» Локтя, как так сложилось?

— Это отвратительная ситуация. Мне сначала написали, что хотят просто сделать серию баннеров, отметить деятельность активных горожан. Потом смотрю: программа Локтя «2030», какая-то поддержка — «фигасе!». Я ж писал пост потом, что они обманули, что так не делается. Мне из мэрии  потом писали: «А ты что, не поддерживаешь программу “2030”?» Да я вообще вашу программу не видел, меня подписали на одно, а получается на другое. Это жульничество и трэш какой-то.

— На презентации «Стратегии 2030» Локоть говорил о создании пешеходной улицы. В проекты КБ «Стрелка» реконструкции Красного проспекта и улицы Ленина была включена велодорожка. Это будет реализовано?

— По Ленина случилась неприятная история. Мэр в этом году хотел делать улицу Ленина, но получилось так, что активисты, «хорошие ребята»: Володя Кириллов, Алексей Носов начали эту тему саботировать.

Были эксперименты мэрии с перекрытием Ленина на выходные, это вызывало проблемы во дворах и шум. Активисты создавали ощущение, что Ленина будет всегда такой, каждый день. Хотя в дальнейшем от проекта пешеходной Ленина мэрия отказалась. Улица должна была остаться мультимодальной, просто проезжая часть сужалась до 5 метров.

Мэрия хотела всё это сделать: есть проект, есть финансирование на 2019 год. Но начали вмешиваться локальные депутаты с районов: «А что это мы делаем центр один опять: набережную, Ленина… а давайте немножко денег в район». Какой-то смысл в этом есть, но с федерального уровня пришла тема сделать рейтинговое голосование, чтобы народ выбрал, какие проекты делать: «А может быть народ хочет Берёзовую рощу, условно, сделать»?

Я не знаю, кто делал рейтинговое голосование, но они сделали так, что победил Монумент славы, какое-то озеро Мышкино в Пашино, там это продавил депутат Илюхин, а улица Ленина стоит на какой-то бородатый год по реализации. Моё мнение: для города это трэш, очень плохо. Сквер славы можно было вообще не делать, потому что в сравнении с другими парками он в приличном состоянии. Что будет с Ленина я не знаю. С Красным проспектом я почти уверен, что там не будет никакой велодорожки. Пока проектирует Мысик — ничего не будет.

— «Стрелка» же рисовала, что должна быть.

— «Стрелка» рисует проект, а «рабочку» делают местные.

По набережной тоже далеко ушли от того, что было спроектировано «Стрелкой»?

— Этого я не знаю. Нет, набережную, я так понимаю, более-менее близко [к проекту сделали]. Это же не транспорт. Там где транспорт — куча влияния других людей сразу вылезает. Набережную делала другая контора, а дорогу… там все дороги поделены уже, подрядчиков не так много. Что говорить, если в Законодательном Собрании НСО глава комиссии по дорожному хозяйству — глава компании, которая является подрядчиком по строительству дорог в НСО.

Где-то разгильдяйство, где-то ретроградство, а где-то коррупция, я думаю.


Часть 1. О проектах «Привет, велосипед!», программе «Vision zero» и изменении менталитета горожан
Часть 2. О велопробегах и сокращении маршрута

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы