Евгений Заремба: «Я пишу реальность. Просто это другой взгляд на привычное»

Евгений Заремба — новосибирский художник, за плечами которого множество персональных выставок, членство в «Союзе художников России», сотрудничество со столичными галереями и музеями.

Его полотна отличаются виртуозным соседством выразительного цвета с абстрактными природными формами. Сам же Евгений признается, что его творчество далеко от обобщения. Он утверждает, что картины отображают реальные формы «с увеличенной свободой».

Художник будто бы соединяет в своих полотнах макро- и микромир, образует синтез вечного и преходящего, великого и земного. И, возможно, именно в этой энигматичной связи он находит ответы на бессмертные загадки человеческого бытия.

— Евгений, когда вы нашли себя как художника? 

— Я вырос на севере Омской области в поселке Муромцево — там леса, болота, речки. Отец тоже был художником, художником-оформителем. Вдохновлялся его примером. Работаю с самого детства: с утра до вечера проводил время на этюдах. Лес, лес, природа, природа. Моя первая персональная выставка прошла, когда мне было 14.

Тогда во мне жило довольно типичное понимание слова «художник» — тот, кто умеет рисовать с натуры, передавать похожее. Но именно оно было для меня самым большим и высоким понятием. 

Если же копать глубже, то я бы, наверное, побоялся назвать себя художником с большой буквы. Не могу сказать, что достиг вершины. Это всё ерунда.

— Как думаете, что больше всего повлияло на образы вашего художественного словаря? Может быть, какой-то город, человек, та же природа?

— Безусловно повлияла природа. В детстве вообще многие вещи воспринимаются ярче — они же потом расширяются до огромных размеров и поглощают нашу взрослую жизнь.

К тому же, я всегда много путешествовал: Байкал, Алтай, Карелия.

— Если вкратце, как происходила эволюция ваших художественных вкусов?

— Сначала я думал, что художник — это тот, кто просто умеет рисовать. Стены сельской школы сильно ограничивали развитие моего восприятия. Информации было мало: Шишкин, Серов, Левитан, Врубель — это максимум. Не доходило до нас и то актуальное, что происходило за рубежом, в столицах.

Большое переосмысление случилось, когда я поступил в Омский педагогический (Омский государственный педагогический университет. — Прим. ред.) на художественно-графический факультет.

Мне очень сильно повезло: в общежитии, где жил весь худграф, с первого по пятый курс, сложилась мощнейшая творческая атмосфера. Каждая комната — по четыре человека — была отдельной мастерской. Везде стояли мольберты. Ночью мы красили, ходили друг к другу в гости. Оттуда вышли многие известные художники, которые работают и по сей день.

Именно обстановка этих комнат научила меня думать по-другому. В них я получил информации больше, чем в самом институте.

— То есть ваше становление фактически проходило в неформальной обстановке, за дверями образовательных учреждений?

По большому счёту, да. На самом деле, и сейчас в институтах преподают историю искусств очень скудно — начинают с античности и заканчивают в лучшем случае авангардом. А что было дальше? Приходится заниматься самообразованием.

— Случался ли в вашем творчестве переломный момент? 

Они случаются постоянно. Я прошел примерно через пять-шесть периодов, кардинально друг от друга отличающихся: будто бы работали разные художники. Всегда себя исчерпываю, дохожу до конца — а там уже начинаю истончаться, и всё превращается в пустоту. Поэтому как только приходит ощущение, что сам себя воспроизвожу, сразу иду дальше. Всё-таки путь художника — это именно путь.

— А когда начинался новый период, как воспринималось предшествующее творчество?

— Никогда не воспринимал его как то, что нужно выкинуть, отбросить. Это ведь, по сути, накопление: что-то всегда заимствуется, остаётся, находит отражение в следующих работах.

У меня даже сейчас, вот в этот самый момент, происходит постепенный переход.

— Пусть банально, но всё же: у вас есть любимый художник?

— Для каждого периода моего творчества есть свои приоритеты.

Любимость измеряется временем, опытом. Когда мне было 10, я и Шишкина рассматривал под лупой. Сейчас же это Марк Ротко, Кифер, Рихтер.

А вообще, так или иначе, пропускаешь через себя всю историю искусств, ищешь в ней самого себя.

— В одном из интервью вы сказали, что не ждете вдохновения, не понимаете, что это такое и приступаете к работе, не дожидаясь особых состояний. Чем, в таком случае, вооружаетесь? Интуицией?

— Что такое вдохновение? Вдохновение — это, на мой взгляд, состояние, когда тебя прёт, когда в тебе куча энергии. Для этого требуется какая-то душевная работа — бесконечные размышления, возможно, страдания, мучения. Поэтому каждый день хожу в мастерскую, почти как на работу, . Этим ежедневным поиском я и вдохновляюсь. Ты чувствуешь, куда хочешь идти, но еще не знаешь, в какую именно дверь тебе нужно попасть. И вот, по мере этого стучания, что-то открывается.

А когда нужная дверь распахнулась, тебя плющит, колбасит, и ты бежишь красить (прим. ред. художник намеренно избегает слов «писать» и «рисовать» из-за оттенка высокопарности).

— Какой духовный этап можно считать самым важным для вашего творчества?  

— Всё важно. Без того не было бы и этого.

— А существует ли главный вопрос, который вы преследуете своим творчеством?

— Возможно, он есть, если хорошенько подумать. Для меня важно — пусть и звучит банально, чтобы работа была живой, наполненной. Без скорлупы.

— Для вас важен смысловой ракурс зрителя на картину? Или же всё-таки первоочередно впечатление, а не осознанное восприятие?

— Важнее впечатление. Потому что с осознанием в моих картинах всё сложно. Иногда чего-нибудь накрашу — смотрю и сам не могу понять, что сделал. Осознание приходит после. Опять же, что такое осознание? Оно ограничено рамками слов, мыслей. Слова часто всё очень упрощают. А впечатление — оно цепляет, подбрасывает, учащает пульс.

С другой стороны, осознанность присутствует в каждой моей работе: пусть и интуитивно, но какой-то концепт изначально закладывается. Я всегда знаю, что именно хочу сделать: до последнего штриха, до миллиметра. Чтобы ни прибавить, ни убавить.

Сейчас я пришел к тому, что хочу сделать проект. В планах — подойти к нему с полновесным пониманием, со всей осознанностью. Наверное, раньше для концептуальности не хватало опыта, шел на ощупь.

— Расскажете о проекте поподробнее?

— Не хотелось бы много о нем говорить, ведь это пока всего лишь идея. Получится ее реализовать или нет — сказать сложно. Новые работы к проекту уже есть, но я их не выставляю и не продаю. Собираю всё в кучку, накапливаю.

Самое непростое для меня — выразить что-то большое простыми словами. В этом проекте я хочу попытаться остановиться. 

То, что находится вокруг нас, — человекомерная система, всё движется с невероятной скоростью. Мы ничего не замечаем: перестали концентрироваться на важном, воспринимать глубже. Хочется увидеть многое в малом, попробовать погрузиться в детали.

В прошлых работах у меня явно прослеживалась динамика, а эти звучат совсем иначе — тише. Маленькие работки собраны в одно. Как в детстве — видим маленькую детальку, какую-то ерунду…а для нас это целый мир. Проект вот об этом. 

— То есть вы сейчас ближе к состоянию созерцания, чем к состоянию вопрошания?

— На самом деле, я всегда нахожусь в состоянии поиска, мне всегда хочется перейти за какую-то грань — даже если я крашу интуитивно, созерцательно. Невозможно отрицать: в поиске заложен вопрос. Другое дело — масштаб этого вопроса. Можно сказать, в моём творчестве эти состояния идут рядом. Всё равно осознанность проходит через интуицию и наоборот.

— В основном, вы пишете сериями. Но всё же. Есть ли картина, которая является для вас неким смысловым центром всего творчества, большим объяснением жизни вашей души?

— Я так отвечу: самая важная для меня картина — это та, которая стоит на мольберте. Пишу, скорее, не сериями, а периодами. Вхожу в новое состояние, и там уже появляются другие грани.

Когда картина сформировалась, когда она завершена, она сама себя защищает.

Я всегда добиваюсь того, чтобы к картине не было претензий. Но бывает, они всё-таки появляются. Такие работы иногда даже выставляю. И всё равно скребёт очень — в конце концов, уничтожаю или переделываю.

Я много размышлял: почему картины, стоящие на мольберте, раньше закрывали полотном? Потом додумал: если работу рассматривать как живое существо, то её закрывают, чтобы не помешать ей «вырасти».

В моей омской мастерской, бывало, придут гости: «Ой, какое красивое место! Оставь обязательно». А я: «Ёмаё! Я же только-только начал красить». Приходилось закрашивать именно то, что понравилось, потому что теряешь свободу своих действий. И какой смысл тогда продолжать дальше? Всё начинаешь практически сначала.

— Картины довольно многослойны. При такой технике работы обычно появляется время «на подумать». Часто ли вы решаетесь что-нибудь в них изменить?

— Всё равно есть какая-то композиционная задумка. Делаешь-делаешь-делаешь, планомерно доходишь до чего-то определенного. Другой вопрос в том, что картина может не получиться. Тогда отставляю ее в сторону. Может стоять год или два. В конечном итоге такие работы я полностью переделываю.

А вообще да, я использую многослойную технику, поэтому часто крашу несколько работ параллельно — например, пять.

— Вы как-то сказали, что в ваших работах преобладает не абстракция, но реализм. Где для вас проходит эта грань между реальностью и ее «отражениями»? 

— Те, кто говорят, что я занимаюсь абстракцией, не совсем правы. Я же пишу реальность. Просто это другой взгляд на привычное.

В одних периодах я более узнаваем, более близок к форме, в других — наоборот.  Так или иначе, не хочу причислять свои работы к абстракции. Лично я под абстракцией понимаю экспрессивные, хаотичные, условные формы. У меня же формы реальные, просто более свободные.

Лет 6 назад выезжал на пленэр (техника написания картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении. — Прим. ред.). На тот момент не пленэрил очень долго — со времен студенчества. Писал природу — стало неинтересно, захотелось попробовать по-другому. Получилось это сделать только спустя года два: брал с собой маленькие бумажки, масло, приходил на место и пытался наладить контакт с ним, создать образ.

— Получается реалистичная интерпретация природного символизма?

— Даже не знаю…Символизм всё-таки дает отсылки к значениям: это означает то, это — другое. Раньше было больше символизма — берега, река, камни, горы. Тогда опирался на стихии. Сегодня больше интереса к формам и объемам.

Это же про впечатление: можно писать горы, реки — всю эту мощь. Но как можно передать то, что тебя задело? Когда ходил на этюды, искал зацепки: например, луч солнца, пронизывающий дерево, какую-нибудь деталь на камне. Начинаешь затачивать свой взгляд на чистое восприятие, создание чистого образа.

— Заметила, что слева от мольберта находится стереосистема. Вы красите в тишине?

— Бывает и в тишине, когда надоедает музыка. У меня нет особых предпочтений, главное, чтобы не мешало, мурлыкало. Сейчас слушаю новый альбом «Аукцыон‎а».

— Согласитесь с высказыванием Ильи Кабакова о том, что «художественный мир всегда был миром интровертов»?

— Скорее всего, да. Я и сам интроверт.

— Что для вас одиночество? Если все люди части одного, чего-то большего, насколько естественно это ощущение?

— Безусловно, люди — часть всего. Но чего же человек так в этом огромном одинок? Мне сложно ответить на этот вопрос.

В творчестве всё иначе: с одной стороны нужны единомышленники, с другой — ты абсолютно одинок перед этим миром, ты пытаешься выйти с ним один на один. Надо полностью погрузиться. Есть только ты и холст.

— То есть у художника одиночество совсем другое?

— Думаю, да.

Хотя в любом случае: как бы тебе ни было одиноко и как бы тебя ни болтало из стороны в сторону, единственное за что можно держаться — это за то, чем ты занимаешься.

— Вернёмся на пару шагов назад, к символизму. Что всё-таки интереснее «изучать»: свет или тьму, ту самую «обратную сторону»?

— И то, и другое. До недавнего времени, наверное, свет. Но всё меняется. Сейчас в моих работах больше тени, серого: они истонченнее, на нюансах. Глазам стало больно от цвета, от света. Наступил период тишины. Так что на данный момент любопытна обратная сторона — сторона тени. Но тень интересна мне, прежде всего, как отражение света.

— Как думаете, ваш творческий путь это миссия?

— Миссия только в том плане, что для кого-то это, возможно, гумус. То, что я делаю, может, кому-то и понадобится. Зачем-то это всё равно нужно, для чего-то это может пригодиться.

На краю 90х120холст, масло, 2018
На поверхности 90х110 холст, масло, 2020
Неизвестная территория 90х100 х. м., 2019
Ольхон 80х100 холст, масло, 2018
Событие 120х150 х.м., 2020

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы