Этикет

Вот уже несколько лет Екатерина Сартакова, специалист по этикету, член Национальной ассоциации специалистов по протоколу, помогает людям управлять впечатлением и доказывает, что хорошие манеры — это не ситуативное обязательство, а способ существования.

С 2013 Екатерина обучается у специалистов из России и стран Европы (Англия, Франция, Норвегия, Италия). Сегодня она организовывает в Новосибирске интеллектуальные вечера на разнообразные темы: деловой, светский, столовый, винный, чайный этикет, а также коктейль и дресс-код.  Занятия проходят в трех форматах: индивидуальное обучение, групповое обучение, а также корпоративное. Место проведения таких мастер-классов — различные площадки: от ресторанов и кафе до лофтов.

«Правила — это логика, традиции и удобства»

ЗНАКОМСТВО

По земле всё также ходят люди. Этикет крайне жизнеспособен, потому что он работает для нас и на нас, меняется вместе с человеком и новыми реалиями. Без правил попросту нет общества, тем более цивильного.

Мне же этикет попался под руку. Уж не помню: то ли книгу читала, то ли статью какую, но факт — захлестнуло. Все это было для себя: чтобы знать, развиваться, иметь преимущество. Я пришла в этикет без иллюзий о реверансах, леди, рыцарях в доспехах и том, что я буду менять мир взмахом волшебной палочки.

Это не было мечтой из детства. Не было и никаких историй про чувство стыда за себя, после которых я начала грызть гранит этикета.

Он стал, скорее, следствием, в котором я нашла отражение собственных ценностей. В первую очередь, это все-таки эстетика, содержательность и интеллектуальность. Правила всегда интересны: в них пласт логики, традиций, удобства.

Отмечу, что этикет был гораздо менее популярен, нежели сейчас. Вводя в строчке поиска в браузере комбинации «этикет в Новосибирске / обучение этикету / специалисты по этикету в Новосибирске» откровенно ничего не выдавало. Сейчас же на него мода.

ОБУЧЕНИЕ

Прочитав всевозможные книги, я поставила себе цель — пора обучаться. Ехать к уважаемым специалистам и из их уст получать достоверную информацию — следующий этап. И вот ты уже, как курочка по зернышку, откладываешь на обучение: близкие тебя рублем не поддержат а, точнее, ты не посмеешь и просить, ибо они уже сделали ставку на юриспруденцию и не хотят терять надежды, что у тебя временное помутнение рассудка. Случается само обучение. После приходит понимание: одно, два, даже три обучения не закроют все вопросы и не дадут необходимый объем информации. Вскоре появились скромность, нерешительность и так называемый синдром самозванца. Я уверена, можно упустить всю жизнь из-за нерешительности и неверного оттенка скромности, поэтому продолжала двигаться вперед. Так всё и началось.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Целевая аудитория удивительно разная. Детское направление я не так давно исключила, честно себе признавшись, что нужно быть там, где ты эффективен. Я преклоняюсь перед коллегами, которые работают с детьми на высшем профессиональном уровне.

Я же эффективна со взрослыми, причем не только с женской аудиторией. Возраст интересующихся, в основном, 20+. Верхней границы нет.

Есть частная практика, т. е. открытые лекции и мастер-классы, а есть работа корпоративная, с организациями и компаниями. Моя аудитория — та, что приходит без налета скепсиса и ожидания развлечения, она с открытыми глазами и ушами. Я даю многое. Сколько возьмет человек, зависит от него самого.   

МОНЕТИЗАЦИЯ

Было не просто. Тебя не знают, направление не особо популярно, ресурсов и инструментов для донесения ценности твоей компетенции, знаний и опыта у тебя ещё нет. Сарафанное радио тоже не работает, ведь, повторюсь, тебя еще не знают. Именно это меня тяготило и заставляло откровенно сомневаться: «Прокормлю ли я себя? Правильно ли, что оставила юриспруденцию?» (диплом специалиста я все-таки получила). Как смотреть в глаза маме, которая отдала всё, чтобы дать дочери шанс на хорошее образование и жизнь?

Сначала ты встаешь с колен, потом маленькими шагами идешь и набираешь скорость.

Я поздно задумалась о монетизации, поддавшись романтизму деятельности и, возможно, своей несостоятельности. Вопросы «сбыта» услуг и товаров нельзя откладывать, особенно когда ты рассчитываешь только на самого себя.

Именно по этой причине мне нравится взрослеть. Я сейчас и я 7 лет назад, когда начинала, — два разных человека. Но ценности прежние.

Более того, нужно искать точки роста, а это часто выход из зоны комфорта. Мозг всегда найдет миллион причин, почему тебе это делать не надо, но, несмотря на это, нужно продолжать много и усердно работать, ставить в мотивацию не деньги, а что-то более ценное для своей личности. Нужно любить свою деятельность и верить, что всё получится, как бы тяжело тебе сейчас ни было и как бы ни подкашивалась твоя вера.

КОМУ НУЖЕН ЭТИКЕТ?

Я не знаю тех, кому он не нужен. Но если бы я таких людей знала, непременно бы их остерегалась.

Если человеку не все равно, какое впечатление и эффект он производит на других людей, правильно ли понимают его слова и действия, будь то в жизни или в работе, то этикет, несомненно,  необходим.

Этикет нужен и тем, кому не чужда культура. Кто работает над своим содержанием, а не только над внешностью, как с фантиком. Кто хочет быть интеллектуальной личностью, интересным собеседником, внимательным слушателем, человеком с достоинством и внутренним светом. Кто обращает внимание на поведение других людей и кому не всё равно, как с ними общаются. Он нужен мыслящим и чувствующим, общающимся и обращающимся.

Этикет не отнимает индивидуальность, не делает из вас кого-то другого. Это не игра с бездушными и глупыми правилами. Если вы так считаете, ваше знакомство с настоящим этикетом еще не случилось. Этикет — это о высокой внутренней и внешней культуре, о социальной и деловой компетенции, о том, как лучше слышать, четче видеть и глубже чувствовать.

Сегодня он нам нужен особенно. Этикет помогает не терять ориентиры и не сбиваться с пути. Это путь человеческого достоинства.

УДОВОЛЬСТВИЕ

Без удовольствия такой деятельностью должно быть запрещено заниматься.

Порой случаются сверхзадачи, сложные организационных процессы, борьба со своим перфекционизмом, большие объемы смежной информации (история, живопись, литература, кросс-культура, кулинария и прочее), сложные запросы и непростые слушатели. И только представьте, что все это вы делаете без удовольствия!

ГДЕ НАУЧИТЬСЯ?

Мы начинаем учиться хорошим манерам дома, с самых доступных примеров —- родителей. Потом присоединяется окружение. Его качество, кстати, имеет огромное значение.

Конечно, в этом плане очень полезны книги. Но здесь, помня об источнике, надо применять избирательность. Может помочь интернет. А можем обратиться и к специалистам, предварительно поинтересовавшись их опытом, обучением, регалиями. Качество и достоверность информации — ключевые понятия для этикета, ведь вы делитесь ими с окружающими.

Но ещё раз повторюсь, в этикете, как и в любой другой сфере, результат во многом зависит от нас самих. Специалистов по этикету и вариантов, кому отдать свои деньги, много. Важно понимать, что далеко не все могут оправдать ожидание, ведь каждый работает по совести: кого-то она мучает, а кого-то нет.  Ваша избирательность и пытливость ума, ищущие качество, а не красивый инстаграм специалиста с постами, представляющими собой сплошной копипаст, могут дать изумительный результат прокачки себя как личности.

СОВЕТЫ

  • Проявляйте уважение к другим людям: словом, жестом, мимикой и делом.
  • Учитесь держать лицо. «Бог дал тебе лицо, но тебе выбирать его выражение». И помните: улыбка — лучшее украшение.
  • Ведите себя достойно не только при свидетелях, но и наедине с самими собой.
  • Уважайте незримые границы другого человека. Не давайте непрошеных советов, не указывайте на недостатки других людей.
  • Задумывайтесь, какой цифровой след вы оставляете, когда выкладываете фото и видео в социальные сети, пишете кому-то комментарии, высказываете свое мнение по различным вопросам.


Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы