Апология кино: как поживает экс-гараж, и при чём тут «Бесславные ублюдки» ?
28 декабря мир отметил день кинематографа, и в честь этого события мы поговорили с командой кинозала «Синема». Цена за билет в этом кинозале равна стоимости американо, а про киноклассику тут вспоминают не только по праздникам. Контент-редактор кинозала Лида Мельникова и киномеханик Сергей Михнюк рассказали, чем живёт «Синема» и как кинозал до сих пор выжил.
— Как всё началось?
Лида: На месте кинозала раньше был гараж. Помещение переделали в 1988 году. В девяностые тут показывали артхаус. Это была эпоха киноклубов, в кинотеатры ходили толпами.
Пока не было ситуации с РАО, показывали всё, чего требовала публика. А сейчас — о прокате ретроспективы Линча или Ноланского «Довода» и речи не идёт. По бумагам у нас нет этих фильмов. Мы купили «Жизнь внутри» Линча и периодически катаем.
— Какие провалы случались?
Сергей: В 2015 году напечатали, что Малов показал порнографию, и кинозал чуть не закрыли. Но люди вышли на митинг.
Сотни человек отвоевали кинозал. Если такое и случится когда-нибудь ещё раз, то те же люди выйдут на улицу. Уверен, выйдут не сотни, а тысячи.
— Что в вас исключительного?
Сергей: Кинотеатры в Новосибирске давно убрали плёнку. Мы же её оставили как достояние истории. В нашем кинофонде даже подписано: «Крёстный отец» — 10 бобин. Это легковоспламеняемые катушки с плёнкой, как в «Бесславных ублюдках». Часовой фильм — 6 бобин. Одна бобина — 10 минут. Мы могли бы показывать фильмы на плёнке. Но это бессмысленно. Если в пиццерии скажут, что готовят пиццу на дровяной печи, меня это не впечатлит. Я просто хочу вкусную пиццу. Разница между цифрой и плёнкой сейчас видна только для знатоков. Тарантино снимает до сих пор на плёнку, потому что для него цифровое кино — это просто «телевидение на публике».
Лида: У нас есть ещё журнал «Сибирь на экране» в архивах, который выходил с конца тридцатых. Он освещал кинособытия в Новосибирске, Томске, областях. Мы занимаемся оцифровкой этих журналов. В этих журналах много архивных кадров из мира театра и кино. В этом году были юбилеи НОВАТа, «Красного факела», и они просили оцифровать кусочки, где о них рассказывается.
Мы ещё сами снимаем документалистику, хронику и устраиваем фестивали документального кино сибирских режиссёров. Недавно сняли фильм-жизнеописание писателя и сказочника Юрия Магалифа под руководством Бориса Травкина.
— Встреча с каким именитым спикером на мероприятии кинозала оказалась самой запоминающейся?
Сергей: Приезжал Алексей Петренко на творческую встречу. Это запомнилось. А ещё у нас была «кавказская пленница», Наталья Варлей. Приятно встретить своих кумиров на рабочем месте.
Лида: Кстати, по приказу Министерства культуры в грядущем году к нам будут приезжать знаменитости.
— Кто ещё ходит в кино?
Лида: Постоянный персонаж — дедуля, который звонит каждый понедельник в 11:00, и спрашивает: «Девочки, что у нас из классики на неделе?». Мы прям представляем: он берет огрызок карандаша, кусочек газеты и конспектирует репертуар.
А летом приятно видеть, как город собирается в одной точке, чтобы посмотреть кино на траве.
У нас ещё есть кино для двоих. Как предложение мы это оформили недавно. Было на днях чудесное свидание. Они встречались три года. И вот произошёл разлад. Парень решил это исправить: устроил вечер в кино с шампанским, цветами, её любимым фильмом «Ла-ла-лэнд». Она вышла с заплаканными глазами. Мы свою лепту внесли, а дальнейшую судьбу не узнавали.
Сергей: Кино — идеальный вариант не только для примирений, но и для первого свидания. Пришли в кино. Друг друга не знаете. Посидели в кинозале вдвоём — возникла энергия. После фильма есть, о чём говорить. А там уже темами зацепились.
— Как относитесь к российскому кинематографу?
Сергей: «Человек из Подольска» очень хороший фильм. Он ближе к европейскому кино. Хороший артхаус. Что-то вроде «8 с половиной долларов» по «Дяде Ване».
Лида: Интересно, что это изначально театральная постановка. Вадик Королев, солист группы OQJAV и актёр первого плана, очень органичный чувак. Он в жизни такой, как на экране. Знаю, о чём говорю, — работала с ним, когда организовывала концерты. Вспоминается Станиславский. Хочется крикнуть: «Верю».
В этом плане могу посоветовать фильм «Ко-ко-ко» с Трояновой. Там интересный тандем, где актёры разные сами по себе. С Трояновой нет плохих фильмов. Понятно, что она снимается у Васи Сидорова, который по совместительству её муж. Он пишет роли под неё. Но её правильно сравнивают с Мордюковой. Гениальная совершенно.
А с «Дылдой» Балагова связан один смешной случай. На декаду пенсионеров мы обычно ставим советскую классику. Например, «Берегись автомобиля». А в этом году они попросили разбавить новинками. Им надоело смотреть одну киноклассику. Поставили мы «Дылду». Думали, все будут плеваться. Но мнения разделились. Выходя из кинозала, старики спорили друг с другом о фильме. Такие баталии были. Круто, когда кино вызывает резонанс. Это показатель.
Личный топ Лиды:
- «Теснота» и «Дылда» Кантемира Балагова
- «Дурак» Юрия Быкова
- «Елена» Андрея Звягинцева
Периодически пересматриваю. Кто-то скажет, что он нудный, затянутый, но «Елена» потрясает сознание. После просмотра понимаешь, что не так с нашим обществом и со страной.
- «Человек из Подольска» Василия Сидорова
- Короткометражное кино Жоры Крыжовникова
Сергей советует:
- «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева, Михаила Ульянова и Кирилла Лаврова
- «Формула любви» Марка Захарова
- «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» Игоря Масленникова
- «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова
- «Укрощение строптивого» Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа
- «Джокер» Тодда Филлипса
Но список можно до бесконечности продолжать.
— Что простимулировал коронавирус?
Лида: О нас узнали люди, которые раньше и не подозревали, что в центре существует такой кинозал. Никаких киноновинок не было, а нас спасал кинофонд из советской и зарубежной классики, старых мультфильмов. Круто, что мы не показываем мейнстрим и не работаем с крупными кинопрокатными компаниями. Из-за этого в 2020 году нам было проще, чем большим кинотеатрам.
На старую классику, ретроспективы Ланга, Оурена Уэллса, советское кино идут лучше, чем на свежие фильмы. Наверное, из-за уверенности в том, что классика не разочарует.
— Что в планах?
Сергей: Посетители просят организовать кофейню. Некоторые даже уходят, когда узнают, что кофе у нас нет. Планируем в 2021 этим заняться. Кинозал без буфета — как театр без буфета. А вот попкорн — лишнее для кинотеатра, как нам кажется.
— Нужно ли ходить в кинотеатры в эпоху стриминга?
Лида: Есть фильмы на которые ты обязан сходить в кино. От просмотра с телеэкрана я не получу такого эффекта. Телевизор не заменит кино и театр. Ребёнок в кинозале замирает, а у телевизора надолго не засиживается: посидел — пошёл собирать Lego — вернулся к экрану. А в кино иначе. Там к тому же приходят насытиться и чужими эмоциями, реакциями.
Тут еще вот какой момент: дома я не решу спонтанно посмотреть, например, «Чудо на 34-ой улице». А новость о показе вдохновит на просмотр.
У нас такой посыл: напоминать людям о том, что есть классные фильмы.