Альбомы 2018 от Вадима Сухоненко

Вадим Сухоненко собрал список любимых альбомов 2018 года с разбивкой  по категориям, представляющими собой не столько жанры, сколько настроения и акценты в музыке

Hermitage beauty

Альбомы, которые выделяются музейной красотой и масштабностью, включают элементы инди-фолка, но уходят намного дальше. Музыканты, которые сильно выросли из привычного им звука

Краснознамённая дивизия имени моей бабушки – Увы

«Разделён и захвачен вишнёвый сад / по полям ходят дачники без лица». Альбом-сожаление об уходящем времени, личная и социальная трагедия и выверенное описание современности: «Прямо с нашей кухни я попала на скамью. Быстро сшили дело и теперь я тоже шью».
Повзрослевший саунд и тексты: теперь не детские сказки дебютного альбома и не хождения во снах и на границе миров предыдущего long play. Суровый, но притягивающий мир в аранжировках инди-оркестра на стыке рока, фолка и чего-то нового.

Snow Patrol – Wildness

Светлая энергетика открытых полей в среднегорье, воздуха и полёта.

Arctic Monkeys – Tranquility Base Hotel & Casino

Алекс Тёрнер долго шёл к такому саунду. Сначала в музыке к «Субмарине», потом в совместных альбомах с Майлзом Кейном. В новом альбоме Arctic Monkeys слой медленных рок-романсов вышел наверх. Это завораживающие переливания нот, словно медленно наклоняешь cd-disc, смотря, как катятся цветные лучи по его плоскости. Альбом об усталости от славы и поиске себя, когда вроде бы всего добился, с космическими мотивами и «Jesus in the day spa, filling out the information form».

Paul McCartney – Egypt Station

Барокко-поп – самый красочный термин для жанра Сэра Пола, который я видел. Аристократизм, витиеватые линии, насыщенность музыкального полотна. И МакКартни, при этом, вовсе не звучит устарело. В 76 лет он продолжает писать современную музыку, точнее, музыку вне времени, как английский стиль одежды, как настоящая мораль, настоящая аристократия и интеллигентность.

Post punk revival


Жесткие структуры и приглушенные голоса

Interpol – Marauder

Pitchfork упрекает их в «increasingly frozen-in-time sound». Я же не могу устоять перед таким стилем, выверенными ритмами, завораживающими отточенными строчками текстов. Линии, напоминающие The National и Joy Division. Тёмная, но сильнейшая энергетика замкнутых комнат.

Motorama – Many Nights

Русские Interpol, но более лёгкие. От замкнутых комнат к летним вечерам с танцами. От жёстких гитар к более нежным. От припевов, заряжающих агрессивной, но магнетичной энергией к припевам, словно гладящим по голове, расслабляющим.

City Calm Down – Echoes In Blue

Здесь чувствуется пост-роковое желание уйти в свободно развивающуюся музыкальную тему, но музыка органично остаётся в кайме инди-пост-панк-ривайвл. Черты голоса и мелодий напоминают о других «горожанах» – LowCityRain, а обложка альбома о братьях по жанру Motorama.

Acoustic sincerity

Качественный акустический инди-рок в исполнении девушек с кристальными голосами

Snail Mail – Lush

Подростковая пронзительность и искренность, акустическая гитара, что-то от ранних Paramore в текстах и манере исполнения.

Phoebe Bridgers – Stranger in the Alps и Boygenius – boygenius

Phoebe Bridgers выпустила 2 альбома в 2018 году: сольный и совместный с Julien Baker и Lucy Dacus в бэнде Boygenius.

Stranger in the Alps – медитативная меланхолия, поэтичная рефлексия, минимализм и метафизичность горных прогулок. Boygenius более подростковый и энергичный, ближе к Snail Mail и Julien Baker. Когда я первый раз услышал Bridgers, подумал, что она очень похожа на Baker, а потом нашёл их совместные работы: закономерный коворкинг. Обе пластинки очень красивы, кристальны и свежи.

Chillwave


Расслабленный вечерний саунд

Honne – Love me / Love me not

Атмосфера уютного уголка в кофейне с запахом кальяна, выходного, влюблённости, фруктового чая.

Tyler, The Creator – Music Inspired by Illumination & Dr. Seuss’ The Grinch

Вечерняя музыка, как Honne, только основанная на хип-хопе, а не джазе. Такую любят Pitchii ставить.

Blood Orange – Negro Swan

Blood Orange больше подходит радио Surf Coffee.

Gorillaz  – The Now Now

«Too much of a breeze» (The Guardian). Много бриза, да. Меланхоличного спокойствия. Сонливой расслабленности. Совсем не «Feel good Inc» с её смехом, танцевальным ритмом, резкими сменами темы. Хорошо слушать вечером в такси с работы.

Russian indie-pop-electronic


В десятых годах в России появилась волна качественной и лоуфайной искренней минималистичной инди-поп-электроники, преимущественно женской в текстах и голосах и мужской в аранжировках

Лиза Громова – Прелесть

Бывшая солистка Озёр с узнаваемыми символами в текстах, с лучшей в стране поп-электроникой. Лиза Громова не пытается заигрывать с популярными темами, в отличие от Монеточки: здесь нет текстов о 90-х, ночных ларьках и русском ковчеге. Это личный альбом, и вот эта качественно оформленная персонализированная откровенность цепляет, цепляет голос, вкрадчиво говорящий «я знаю, тебе страшно», «это не серьёзно, это меньше, чем ты был», «потерять себя или потерять других». Мне нравится, что Лиза ориентируется на себя, сохраняет себя – настоящая независимость.

Монеточка – Раскраски для взрослых

Отражение социальной, а не внутренней составляющей – не плохо, особенно, когда так удачно. Просто от этого появляется привкус ориентации на потребителя, создания продукта в ущерб самовыражению. У Монеточки продукт героиновый, вызывающий привыкание и эпидемию, массовый психоз – ничего не поделаешь. Няшный цинизм. Качающий бит. Картинка современности, ещё более выраженная, чем у «Дивизии». Обложка альбома удивительно схожа с обложкой альбома Snail Mail. Lush вышел двумя неделями позже, но анонс появился раньше.

Обе Две – План побега

Интересный звук и тёплые влажные тексты. У Кати Павловой есть общее с Земфирой: умение находить хороших музыкантов, которые раскрывают потенциал её музыки. Каждый раз это что-то новое: дерзкий дебют, бас-гитарная Galernaya20, драм-машинная Дочь рыбака, по-хорошему попсовый Мальчик (с элементами Вертинского). Сейчас снова новый звук. Дима Емельянов (играющий, кстати, и с Земфирой, а изначально участник InWhite) ставит эксперименты в невесомости, словно все инструменты зависли в пространстве студии, и он выверяет их траекторию в треке. А Катя пишет о хрустящих пальцах, романах, начинающихся утром, рукавах и сговорах.

МЫ – Ближе

Вместе с Озёрами и Монеточкой – главное открытие в новом русском инди-попе 2017 года. Как и у Озёр, сложная внутренняя история, но на выходе – отличное продолжение первого альбома. Новая искренность, новый язык. Даже неловко говорить о такой личной музыке, лучше слушать.

Земфира, Mujuice – Джозеф (single)

Земфира решила больше не выпускать альбомы, сказав, что формат умер. И один её сингл обсуждаем, как целый альбом (и дело вовсе не во всех околомузыкальных историях с Монеточкой и Гречкой). Сотрудничество Земфиры и Ромы Литвинова началось с «Кофевино» на последнем альбоме Земфиры, затем была «Возвращайся домой» на альбоме Mujuice. Земфира интересуется электроникой и идёт в сторону The XX. Mujuice может развить сотрудничество с Земфирой в что-то подобное фитам Tricky.

лемниската петрикор – куусинен

Романтика спальных комнат. «Солнца луч оголяет край щеки / лишая темноту, быть может, самой важной / доступной лишь на ощупь красоты / лежащей рядом на песчаном пляже».

Active indie


Тинейджерские альбомы для скейтбордов и рваных джинс

Metric – Art of Doubt

Если вам нужен просто очень крутой чисто инди-рок альбом под кеды, джинсы, летние городские кварталы, бег, 15 лет и кипящую кровь – вот. Я не знаю, что там в текстах, не вслушивался. Art of Doubt не эпохален, не концептуален, не создает новые пространства, не даёт новых идей. Но он шикарен. Чистый динамичный инди, ничего лишнего.

The Kooks – Let’s Go Sunshine

Эта обложка с воздушными шариками – она о The Kooks вообще. Группа – весёлый праздник. Альбом – прыгать на диване и драться подушками, кидаться пирожными, открывать сидр и быть беззаботным. Let’s go sunshine, короче.

Twenty One Pilots — Trench

Вообще-то я считал, что Пилоты – группа для 16-летних наивных девочек (у меня нет предубеждений по поводу «пола» или «возраста» музыки, но вот такое ощущение). Я и сейчас так считаю. Но они стоят в плейлисте сразу нескольких кофеен, где я почти постоянник, так что у меня было время расслушать. И мне понравилось, я привык и теперь рад их слышать. Что-то родное стало.

Soft indie

Мягкие электрогитары и синтезаторы, плавные мелодии. Как коктейли в баре: кому-то кажутся приторно сладкими, кому-то изысканными и приятными, но неизменно пользуются спросом

Blue October – I Hope You’re Happy

Просто хороший коммерческий инди в одном ряду по звуку с 21 Pilots, но мягче. В кофейнях третьей волны активным фоном должен хорошо заходить.

MGMT — Little Dark Age

От саунда голову куда-то уносит. В неоновые кварталы Нью-Йорка, как уносило от подобного синти-попа Bloc Party на HYMNS в тусовочные кварталы Лондона. Синти даёт это другое измерение. Помню, как слушал альбом в канун нового года в вечернем центре Питера.

Death Cab for Cutie – Thank You For Today

Напоминает альбом группы The Boxer Rebellion 2013 года – такой же мягкий инди: морская волна на пляже, сладкий коктейль, безопасность. Приятный.

LP – Heart to Mouth

LP эстетически для меня в компании звёзд качественного Youtube. Когда ты натыкаешься на неизвестного исполнителя с хорошо записанным видео с какой-то студии. А потом оказывается, что все только и делают, что жужжат про этого исполнителя. Я часто путаю её с St. Vincent: обе играют на грани masseduction. «Girls go wild» вполне могла бы появиться и в альбоме St. Vincent. Кстати, кто идёт на концерт LP в Новосибирске 26 марта?

Mumford & Sons – Delta

[Переливы гитары. «Холодные ритмы». Релакс и гармония] – так я описывал их альбом 2015 года. Он был посильнее, но стиль не изменился.

The Boxer Rebellion – Ghost Alive

Их Promises – мой любимый альбом 2013 года. В Ghost Alive больше акустики и вдумчивости, хотя и меньше чего-то цепляющего на репит. Обложки хорошо отражают разницу между альбомами: Promises был свободным падением в воду, Ghost Alive – тёмная комната с падающим через жалюзи ярким солнечным светом.

The 1975 – A brief inquiry into online relationships

Видел, что во многих списках The 1975 стоят в топе. Не понимаю, за что. Это хорошее, но весьма типичное инди. Да, на популярную тему взаимоотношений с роботами.

Indie Folk


Акустика и природа, много света

Belle & Sebastian – How To Solve our Human Problems

How? Музыкой и объединением людей, конечно. Я видел-слышал-чувствовал энергию этих ребят летом на Пикнике Афиши. Пели вместе со зрителями, бегали вниз со сцены, звали к себе желающих, танцевали, улыбались. Музыка добра и мира. Вечеринка в шотландской деревне.

Novo Amor – Birthplace

Novo Amor выпускал прежде EP по 4 песни в каждом. В этом была даже какая-то фишка. Не делать полноценный альбом, а идти через EP, оформленные в определённый музыкальный концепт. Альбом показался излишним, но внутренняя составляющая прекрасна. Инди-фолк в проекции туманного утра на реке.

The Fratellis – In Your Own Sweet Time

Было бы круто, если бы эти весёлые шотландцы выпустили в дополнение чисто акустическую версию, как в прошлый раз с великолепным Eyes Wilde, Tongue Tied, который был особенно хорош именно в акустике, когда не мешают лишние аранжировки. Но и в более аранжированной версии их музыка – свет и красота. Есть что-то во всех шотландцах особенное в этом плане.

Florence + The Machine — High As Hope

Красиво. Масштабно. На репит ставить почему-то не хочется, но очень нравится каждый раз, как включаю. С классической музыкой и Adele у меня такая же история.

Ben Howard – Noonday Dream

Бэна обожаю ещё с Every Kingdom 2011 года. Небанальный инди-фолк, на каждом альбоме интересные находки по развитию стиля. Noonday dream качественно хорош, но словно иссушен солнцем и не ставится на репит. В нём можно много выслушать, покопаться в том, как записана каждая песня, но он не вдохновляет как Every Kingdom.

Passenger – Runaway

Больше в сторону легкости и доброго голоса, чем ховардовские копания в интересных способах записать песню. Passenger – это всегда игра слов в наполненных жизнью текстах. Проблема: он пишет очень много и похоже, я перестаю отличать альбомы. Все альбомы как один мегаальбом. Но прекрасный.

Юра Лыткин (Suddenly the Swans) – bedroom demos

Юра влюбил в свою музыку, как только ворвался с «Thank you for that» в разноцветных носках в зал Тайного концерта Этажа. Отличный весёлый парень из Новосибирска, играющий инди-фолк мирового уровня.

Cat Power – Wanderer

Первая ассоциация – свист сойки-пересмешницы в «Голодных играх». Фолк, уходящий именно в ассоциации с тишиной перед полётом стрелы в каком-нибудь IX веке. Клавишные или акустическая гитара, голос и много свободного воздуха между, аккуратно минималистично поддержанные басом и ударными, – всегда красивое сочетание.

Experiments


Многослойный сингл, пластинка-фильм, фаворит Pitchfork, плёночный эмбиент, музыкальная журналистика и политический манифест

S//barrels – Сегодня нормально (Single)

Сингл. Одна песня. Но в ней такой материал, что музыкальной идеи больше, чем в некоторых альбомах. Это Вячеслав Бочкарев из «мёртвоеморе», бывший арт-директор The Rooks и Артём Клименко, сейчас играющий в АлоэВера, а в 2011-2012 ставящий саунд в Обе Две («гитарист, не изгитаривший нашу музыку»  – кажется, так отзывалась о нём Катя Павлова тогда), посмотрите видео с Galernaya20. На гитаре Виктор Ужаков из Плохо. Саксофон от Максима Иванычева. Вместе они сделали томный трек в духе Portishead c новосибирской депрессией и бристольским трип-хопом.

Alai Oli – Alice

Город не принимает, город запутывает, знакомит с новыми людьми и открывает новую себя. Концептуальный альбом, который ценен каждой песней самой по себе, который не написан исключительно ради концепта, не коммерциализирован. Наоборот: это синтезированный образ десятка таких историй, пережитый внутри, с точными словами и ещё более точными нотами. Вместе с альбомом вышел фильм, основанный на его истории.

Yves Tumor – Safe in the hands of love

«Yves Tumor’s latest album is a benchmark in experimental music. It is searing and borderless, music that is aware of oppressive confinement, and music with an intoxicating urge to be free» – Pitchfork. Ни на что не похожая и непредсказуемая музыка, 10 место в списке лучших альбомов года по Pitchfork.

Foresteppe – Mæta (2018, eilean rec.)

«аудиальный сериал для зацикленных семплов из телевизионных сериалов, время от времени повторяющихся фрагментов игры на привычных музыкальных инструментах, старой магнитной плёнки и манипуляциям с ней
нормативный эмбиент и его колебаниянеполная разборка лесостепи.
эпизод III»
– Егор Клочихин. Егор собирает из обрывков плёночных кассет, детского пианино, чердачных находок советского времени, воспоминаний, мультфильмов и звуков природы медитативное поле. В него нужно погружаться без спешки и вслушиваясь в детали.

Sun Kil Moon – This is my dinner

Марк Козелек выпускает не альбомы. И даже не поэтические сборники. Это журналистские заметки (причём в огромном количестве как текста внутри каждого трека, так и треков на альбоме, так и альбомов). Социально-политические репортажи. Фолк-речитатив.

Дельфин – 442

Дельфин был на Пикнике Афиши. Я послушал пару минут – мне хватило. И альбома мне хватило раза на два. Он очень мощный. Он должен был выйти в пост-крымской России. Но слушать очень тяжело. Это война, боль, авторитаризм на грани с тоталитаризмом. Безысходность и злость.

Lenni Kravitz – Raise Vibration

Первый раз увидел Ленни Кравица (не считая «Голодных игр») в документальном фильме о его music band на Первом канале (если бы Первый канал всегда показывал материалы такого качества, как его вечерняя сетка, мы жили бы в другой стране). В фильме были кадры, когда (как всегда эпично, как в любой подобной документалке) Ленни играет какой-то очень живой концерт, а несколько девушек ему подпевают как в джаз-клубе. Ретро и джазовость. Такой образ у меня и сложился. И дух альбома соответствует. Это джэм, синтезирующий джаз, регги и фанк (это из основных ингредиентов).

Mogwai – KIN

Пост-рок не использует слова в треках. И я не буду. Просто следите за развитием исходной музыкальной идеи.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы:

Читайте также

другие материалы